Ирина Ашурок
Расширение социального опыта детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с социумом
▼ Скачать + Заказать документы
«Расширение социального опыта детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с социумом».
«Ребенок не формируется извне, а подобно растению, творит себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, «материальной базой», где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить эти ресурсы, создать для него благоприятную питательную среду».
Селестен Френе
Публикация «Расширение социального опыта детей дошкольного возраста с нарушением зрения через взаимодействие с социумом» размещена в разделах
Дошкольное детство – это новое пространство жизни, в котором у детей складывается определенная картина мира, чувственно-образные способы ее познания, происходит присвоение социального опыта.
Есть в городе Черногорске небольшой уютный дом для ребят с нарушением зрения – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Колосок». Расположен он вдали от городского шума, суеты больших дорог и многоэтажек.
Наш детский сад специализированное учреждение, главная задача которого – не дать зрительному заболеванию нарушить общий ход развития малыша, создать условия для формирования полноценной личности, интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Социализация предполагает обязательное освоение ребенком социально-культурного опыта, результаты которого позволят активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности.
Условиями успешной социализации являются коммуникативные и адаптационные способности личности. В связи с этим в нашем дошкольном образовательном учреждении созданы оптимальные условия для приспособления ребенка к обществу.
Социализацию детей с нарушением зрения наш педагогический коллектив осуществляет в трех основных направлениях:
1. Повышение социально-психологической компетентности детей, т. е. их способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
2. Расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения. По возможности приближаем учебный процесс к реальным, жизненным условиям, включаем ребят в процесс активной практической деятельности, моделируем жизненные ситуации.
3. Формирование у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих, для успешной социально-трудовой адаптации.
В своей деятельности мы ориентируемся на принципы Федерального государственного образовательного стандарта:
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики - это социальная адаптация слабовидящих дошкольников в общество здоровых сверстников. Решить ее можно лишь общими усилиями всех субъектов педагогического процесса. Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно поэтому мы уделяем внимание выстраиванию на должном уровне отношений с родителями воспитанников. Проводим общие родительские собрания, Дни открытых дверей, открытые занятия для родителей.
Воспитатели организуют экскурсии в музей, посещают с детьми театральные и цирковые представления, выставки.
Добрые дружеские отношения сложились у нас с Городским обществом слепых. Вот уже несколько лет юных артистов с песнями, танцами и поздравлениями приглашают в городскую библиотеку.
Музыка и радость - это слова синонимы. Музыка положительно влияет на эмоциональный мир ребенка. Пение помогает детям, имеющим проблемы с речью. Проникаясь обстановкой праздника, они раскрываются: поют, танцуют, читают стихи, с удовольствием перевоплощаются в сказочные персонажи.
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятный период для формирования продуктивного воображения. Очень важно, чтобы окружающие взрослые помогали дошкольникам пробовать себя в творчестве, побуждали их к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, самые элементарные умения и навыки. В рамках городского театрального фестиваля дети показали Представление-поучение «Умные сказки про глазки». Идея события направлена на профилактику снижения зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды. Вовлечение детей в театральную деятельность способствует их внутреннему раскрепощению, снятию чрезмерного возбуждения, тревожности, зажатости. В процессе сотворчества педагогов и детей формируется устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, создаются условия для развития воображения и творческих способностей детей. Участие в постановках помогает дошкольникам обрести уверенность в себе.
Мы учим дошкольников быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Так в 2014 году ребята выступали на республиканском фестивале «Утренняя звезда». Наши воспитанники активно участвуют не только в городских и региональных, но и во всероссийских детских конкурсах. В марте 2015 года дети средней группы стали дипломантами Всероссийской интеллектуальной Олимпиады «Наше наследие», посвященной Великой Победе, организованной Московским Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом. Необычные задания привлекли внимание детей, познакомили с техникой военного времени, формой солдат – защитников, вызвали желание узнать еще больше о подвиге русского народа. Затаив дыхание, слушали малыши рассказы о войне и ее героях. А сколько радости испытали, получив красочные дипломы.
Расширяя социальный опыт детей с нарушением зрения через взаимодействие с социумом, мы, педагоги детского сада стараемся сделать процесс сохранения и улучшения зрения у наших воспитанников радостным и полезным. Важно научить ребенка не только читать и писать, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к людям, к жизни.