Юлия Забаровская
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами народной культуры
Старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 6
г. о. Отрадный Детский сад № 15
Забаровская Ю. И.
Значительное место в эмоциональном развитии детей с ОВЗ нанимают средства народной культуры. Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Использование средств народной культуры в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ позволяет развивать эмоциональную сферу личности таких детей.
Публикация «Эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сказки, пословицы, песни, народные игры и другие жанры фольклора обладают значительным эмоциональным потенциалом, незаметно оказывая влияние на сознание детей. По данным исследований, коррекционный эффект народных средств основан на смене действительности, зачастую наполненную негативными переживаниями детей с ограниченными возможностями здоровья, на смеховую, карнавальную реальность, при которой обязательно перевоплощение, смена ролей, образов, функций на кардинально противоположные, что позволяет ребенку обнаружить свои новые возможности, ощутить собственную значимость и, перенеся пережитые ощущения в обычную жизнь, изменить отношение к себе через самореализацию и самоутверждение (переход от ограниченных возможностей к безграничным). Здесь включается механизм терапии радостью и творческим самовыражением.
Уже в дошкольном возрасте надо приобщать детей с ОВЗ к народной культуре, ведь именно с детства идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Большое место в приобщении детей к культуре России должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Высокая эмоциональная насыщенность развлечений, посвящённых праздникам, дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре и развитию социального интеллекта детей с ОВЗ. Важнейшим фактором развития детей становятся игровые ситуации, предлагаемые фольклорными развлечениями. Участие детей в подготовке и проведении самого мероприятия способствует решению многих задач, как воспитательных, образовательных, так и коррекционно-развивающих. Это и воспитание эмоциональной отзывчивости к русской культуре и семейным традициям, овладение культурой поведения, развитие инициативности, способности к творческому самовыражению, развитие уверенности в себе. Так же на таких мероприятиях происходит актуализация опыта дошкольников о традициях и праздниках родного края, формирование речевой компетентности воспитанников с учетом их индивидуальных способностей.