Оксана Самарина
Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка
Актуальность:
В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах ребенка.
В специализированные учреждения чаще поступают дети:
- уже давно лишенные родительского внимания;
- имеющие неблагополучную наследственность;
- имеющие множество заболеваний.
Публикация «Эмоционально-экспрессивные игры как средства развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство[5, c.14]. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость)
Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену», к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире[3, c.14].
Период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.
Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенчества он настойчиво добивается положительных эмоциональных реакций. На фоне этой зависимости в условиях преимущественно положительных отношений и происходит первичное усвоение норм поведения. В повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и чтобы быть признанным взрослым, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития[1, c.14].
Таким образом, изучение развития эмоциональной сферы детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах ребенка является актуальным.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей раннего возраста находящихся в доме ребенка.
Предмет: особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в доме ребенка.
Цель: развития эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством эмоционально – экспрессивных игр
Задачи:
• познакомить детей с основными эмоциями : интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
• дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
• обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
• научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
• учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике
• развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
• формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции
• развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния.
Гипотеза:
? развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста будет происходить успешно, если проводить эмоционально-экспрессивных игр и упражнения, направленные на дифференциацию и выражение эмоций, а также на осознание и принятие практических ситуаций во время режимных моментов.
Для достижения поставленной цели мы в своей работе используем: эмоционально-экспрессивные игры («Эмоциональные зверята», «Веселые – грустные», «Найди пару», «Облака») и упражнения, для научения детей распознавать чувства и эмоции по мимике лица взрослого и видеть изменения выражения своего лица в зеркало («Встретили знакомого взрослого» (улыбаются, «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот, «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза и т. д.) [6, c.21].
Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами : наличием воображаемых ситуаций, ролевых воплощений и игрового азарта, возможностью инсценировки движений, характерных для эмоционального состояния героя.
При проведении эмоционально-экспрессивных игр необходимо учитывать:
- специфику моторного выражения каждой эмоции, побуждать детей демонстрировать различные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление и т. д.);
- последовательность в усложнении игр, способов их организации: от игр, предполагающих повторение действий по образцу, к играм, предполагающим завершение начатых взрослым действий и к играм, побуждающим самостоятельные импровизации с реальными и воображаемыми предметами;
- последовательность во введении отдельных составляющих экспрессивного выражения эмоций : сначала игры с включением экспрессивных элементов, которые наиболее подвластны управлению и самоконтролю (жесты, мимика, затем – игровой материал, предполагающий принятие детьми различных поз, демонстрация голосовых импровизаций[4, c.8].
Руководящая роль педагога состоит в следующем:
- в непосредственном участии в игре, побуждающем детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом.
- в эмоционально – насыщенных комментариях, которые используются: перед проведением игры; в конце игры с целью выведения детей из воображаемой ситуации.
- в последовательном усложнении способов организации игр.
Вывод:
Таким образом, мы считаем, что эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену» (Л. С. Выготский, к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире. Эмоции, оказывая влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процессы познания и отражения действительности[2, c.23].
Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.
Период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка [7, c.72].
ЛИТЕРАТУРА
1. Варфоломеева С. В. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста [Электронный ресурс] // ВАЛЕОЦЕНТР. - Режим доступа: https://www.valeocentre.ru/buklet_2.html