Наталья
Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ.
Одним из важнейших условий всестороннего развития детей является правильная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.
Публикация «Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Другими словами «биоэнергопластика» – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.
Цель биоэнергопластики :
• развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
• активизация интеллектуальной деятельности ребенка
• развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи
• формирование умения действовать по словесным инструкциям
Цель артикуляционной гимнастики:
• укрепление мышц артикуляционного аппарата
• развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе
• объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.
Примерное планирование занятий с использованием артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.
Первый этап
Обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков.
Способ выполнения.
Повторить за учителем – логопедом, рука в упражнения не включается.
Период занятий: сентябрь, первые 2 недели.
Второй этап
Знакомство с артикуляционными органами, выполнение гимнастики по традиционной методике.
Способ выполнения.
Повторить за учителем – логопедом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку.
Период занятий: сентябрь, третья, четвёртая недели.
Третий этап
Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с Чупой и Чупсом.
Способ выполнения.
Повторить за учителем – логопедом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку с перчаткой.
Период занятий: октябрь, первая неделя.
Четвёртый этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает в упражнения ведущую руку ребёнка с перчаткой.
Период занятий: октябрь, 2-3-4 недели, ноябрь.
Пятый этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает в упражнения другую руку ребёнка с перчаткой.
Период занятий: декабрь, 1-2 недели.
Шестой этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием обеих рук ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает в упражнения обе руки ребёнка с перчатками.
Период занятий: декабрь, 3-4 недели, январь.
Седьмой этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использованием обеих рук ребёнка и сказок о Чупе и Чупсе.
Способ выполнения.
Педагог рассказывает сказку, ребёнок самостоятельно выполняет упражнения обеими руками с перчатками.
Период занятий: февраль, март, апрель, май.
Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Сказки о Чупе и Чупсе.
Для изготовления Чупы и Чупса необходимо взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне по два шарика для настольного тенниса. На каждом шарике по центру нарисовать черные круги, затем приклеить треугольники из белой бумаги. Для Чупы на шарики приклеить реснички.
Сказки-путешествия с Чупой и Чупсом используются после освоения основных упражнений. Цель сказок — объединить артикуляционные упражнения в комплекс гимнастики, способствующий тренировке мышц речевых органов.
Использование упражнений с куклами-перчатками способствует эмоциональному подъему, длительно удерживает интерес детей к гимнастике и увеличивает эффективность артикуляционных упражнений. Исходное положение при выполнении — сидя перед зеркалом, упражнения выполняются обеими руками в перчатках. Педагог рассказывает сказку, ребенок выполняет соответствующее движение органами артикуляции и руками.
Знакомство с Чупой и Чупсом
Сказка № 1 Упражнения
Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга
Жили они в небольшом уютном домике Пальцы рук сложить «домиком»
Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода «Язычок на прогулке»
Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак «Чистим зубы»; «Расческа»
Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и начала печь блины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из холодильника сладкое малиновое варенье и намазал каждый блин «Блинчики»
Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели друг на друга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачканы вареньем Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальцы врозь
Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки «Сладкое варенье»
А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и напоил сестру «Чашка»
После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем «Индюк»; «Футбол»
стали играть в настольную игру «Футбол»
Прогулка Чупы и Чупса
Сказка № 2 Упражнения
Чупа и Чупс очень любили путешествовать. Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода «Язычок на прогулке»
Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить себе завтрак «Чистим зубы»; «Расческа»
Чупа испекла вкусные блинчики. Чупс достал из холодильника сладкое варенье и намазал каждый блин
«Блинчики»; «Сладкое варенье»
Налил Чупс в красивые чашки горячего ароматного чаю и напоил сестру «Чашка»
Посмотрели Чупа и Чупс на часы и решили после завтрака пойти на прогулку. Вышли они во двори увидели на детской площадке качели. Стали качаться Чупа и Чупс на качелях вверх — вниз, вверх — вниз «Часики»; «Качели»
Накачавшись на качелях вдоволь, Чупа и Чупс открыли калитку и пошли гулять «Заборчик»
Встретили по пути маленькую лошадку, и она предложила им покататься. Сели Чупа и Чупс на лошадку и поскакали «Лошадка»
Увидели друзья маляра, который красил забор, решили ему помочь «Маляр»
Маляр поблагодарил Чупу и Чупса за помощь и подарил Пальцы обеих рук соединить в форме
им по шарику шара
А потом лошадка отвезла их домой «Лошадка»