Евгения Журавлева
Кинетической песок в работе с детьми логопедической группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Кинетической песок в работе с детьми логопедической группы.
h3]
инетический песок в работе с детьми логопедической группы[/h3]
Публикация «Кинетической песок в работе с детьми логопедической группы,» размещена в разделах
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен, это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая стабилизирует эмоциональное состояние. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.
Песочная терапия помогает :
1. Справиться со страхом и неуверенностью.
2. Вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.
3. Активизировать творчество и спонтанность.
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с правилами в группе и на участке детского сада есть место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать. Такое пространство предоставляет детям «педагогическая» песочница с волшебным кинетическим песком.
Идея использования кинетического песка в работе с детьми, имеющими нарушения в речи, возникла не случайно. Первым нашим опытом с кинетическим песком, был опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста. Когда появилась возможность приобрести кинетический песок, мы совместно с родителями воспитанников, согласились поэкспериментировать, попробовать его в обучении. Можем с уверенностью сказать, что эксперимент удался! И родители, и педагоги отметили ряд положительных моментов. Например, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Использование «педагогической» песочницы в работе с детьми раннего возраста строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Также известно, что в этом возрасте самое пристальное внимание необходимо уделять развитию сенсорики и мелкой моторики детей. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Начало развитию мышления даёт рука.
Дети были в восторге от занятий с песком и выполняли все задания с удовольствием. Из дома они принесли маленькие игрушки из шоколадных яиц, которые закапывали, строили для них домики, всевозможные сооружения: замки, горки, башни, гаражи, бассейны. С помощью формочек лепили уточек, бабочек, а также куличики, пирожки, колбаски, сосиски, и многое другое. Со временем мы заметили, что такой мега-тренажёр положительно повлиял не только на развитие речи у детей, но и на развитие творческих способностей, воображения у малышей. Они стали лучше разговаривать, начали появляться элементы связной речи, дети стали интересоваться чем-то новым, росли их желания познавать мир самостоятельно, экспериментируя. Всем известно, что малышам трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям, они могут быть вспыльчивы, раздражительны, очень подвижны или наоборот замкнуты в себе. Но стоит отметить, что при использовании кинетического песка улучшилось общее эмоциональное состояние детей, наблюдались изменения и в поведении: они стали спокойнее, более усидчивы, внимательны к заданиям и процесс познания (обучения) для них стал интересным, радостным и приятным.
Однако сейчас мы все чаще встречаем детей с речевыми нарушениями. И мы убедились в этом, начав работу с детьми логопедической группы. У одних дошкольников речевое нарушение быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме обычного нарушения звукопроизношения, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например, ОНР, алалией, дизартрией, заиканием и т. д. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Все это требует более тщательного подбора методов работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. По нашему мнению, одним из таких методов является арт-терапия, в частности, песочная терапия, а именно использование кинетического песка. Поэтому работа по использованию кинетического песка, начатая с детьми раннего возраста нашла свое продолжение и в логопедической группе.
Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического эксперементирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.
Кинетический песок для детей дошкольного возраста (с 3 до 6-7 лет) обладает всеми теми же достоинствами, что и для детей раннего возраста, кроме того развивает самовыражение и сапомознание, умение выражать свои чувства и эмоции, развивает творческий потенциал, образно-логическое мышление. Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально- личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре. Все это позволяет успешно использовать кинетический песок.
Конкретное содержание указанных целей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, поставленных задач, и может реализовываться в различных видах деятельности, указанных во ФГОС ДО (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) :
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, изобразительная (рисование на песке, лепка, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Игры с таким песком можно использовать как часть развивающего занятия или как полное занятие. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливать жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. Образовательную деятельность следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Подбирая материал для работы с логопедическими детьми, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.
В заключение обращаем ваше внимание на многообразие направлений, получивших свое развитие при использовании кинетического песка в работе с детьми логопедической группы :
во-первых, игра с этим материалом способствовала развитию мелкой моторики, а также интенсивному развитию всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление);
во-вторых, так как кинетический песок обладает своеобразной текстурой, у детей во время занятия активно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
в-третьих, игра в песочнице способствует тому, чтобы у логопедических детей развивалось творческое воображение, существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
в-четвертых, на эмоциональное состояние ребенка манипуляции с песком оказывают благотворное влияние. Игра поможет детям раскрыться и приучит к концентрации внимания;
в-пятых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с речевыми нарушениями;
в-шестых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
С течением времени, при дальнейшем активном участии воспитателя, которое заключается в постоянной поддержке и дальнейшем развитии приобретенных детьми игровых навыков, у них заметно развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного коммуникативного средства. Все это позитивно влияет в целом на развитие речи, на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада. Начало работы с детьми логопедической группы показало, что использование кинетического песка дает положительные результаты: способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы в этом направлении.