Наталья Чеснокова
Элементарное музицирование — метод развития музыкальности и творчества у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Элементарное музицирование- это первозданный метод приобщения человека к музыке.
Программа написанная и апробированная Т. Э. Тютюнниковой (Кандидат искусствоведения, лидер Российской Орф Шульверк Ассоциации, автор и ведущая международного Орф Шульверк — семинара «Учусь творить», заведующая кафедрой "Элементарного музицирования" МПГУ, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России.)
Публикация «Элементарное музицирование — метод развития музыкальности и творчества у детей» размещена в разделах
Сочетает в себе систематическое обучение и развитие музыкальности детей с творческими и игровыми подходами: «С детьми играю, но они не осознают, что их при этом учат». В своей деятельности очень часто обращаюсь к этой удивительной, замечательной программе. Просто, доступно, весело, детям очень нравиться, но самое главное эффективно. Карл Орф считал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь». Посещая семинары Т. Э Тютюнниковой, я определила и поставила следующие задачи:
1. Выявить и обосновать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
2. Выявить основное направление развития творческих способностей дошкольников в процессе занятия музицированием.
3. Развить метроритмическое чувство, социально-коммуникативные качества, речь.
Для этого Не только посетила три семинара «Учусь творить», но и
изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме. «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнникова. Изучила влияние элементарного музицирования на развитие музыкальности детей и укрепление их психофизического здоровья.
Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.
Автор методики считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.
Элементарное музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии» : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Понятие «элементарное» должно пониматься в основном как музицирование простейшими элементами музыкального языка, такими как: мелодия, ритм, слово, движение.
Двумя основными принципами обучения в элементарном музицировании являются : импровизационно-творческая деятельность и игра.
Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Музыкальная основа методики : различные жанры детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка. На родительском клубе познакомила родителей с основными ключевыми направлениями этой программы. Сопровождение речевых упражнений и пение с одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты). Использовать движение как самый первый отклик на музыку. Импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера. Исследовать различные варианты движения в процессе работы над метрической пульсацией.
Вывод: За период 2015-2017 учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы. У детей не иссекаемый интерес и желание играть, петь, танцевать, музицировать. Буду продолжать использовать в своей работе технологию «Элементарного музицирования» Т. Э. Тютюнниковой.