Смирницкая Ольга Викторовна
Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как метод познавательного развития в старшем дошкольном возрасте
ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму активности ребёнка, направленную на познание свойств и связей объекта, способствует формированию целостной картины мира.
Публикация «Обобщение опыта „Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Период старшего дошкольного возраста важен для развития познавательной потребности ребенка, в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что, как и почему?
Экспериментирование
Дети очень любят экспериментировать.
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Толчком к началу экспериментирования
часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов :
случайные наблюдения и эксперименты
не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
плановые наблюдения и эксперименты
как реализация перспективного плана, и как ответ на детские вопросы.
Экспериментирование мы организуем во всех видах деятельности:
1. Организованная образовательная деятельность с детьми
(используем перспективный план опытов и экспериментов).
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в уголке экспериментирования).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение)
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, черенка, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О человеке (функционирование организма)
5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды.
Уголок опытно – экспериментальной деятельности.
Мини – лаборатория
В ней хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,
кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);
- Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
В нашей лаборатории материалы распределены по блокам:
-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);
-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-"Звук" киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т. е. материалы для изучения свойств звука);
-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
В уголке находятся различные модели:
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.
Макеты (выставляются соответственно проектам) :
-царство льда и снега;
-кто живет в жарких странах;
-животные наших лесов;
-пресмыкающиеся;
-насекомые.
Есть тематические альбомы:
-луговые цветы,
- садовые цветы,
-комнатные растения,
-насекомые,
-кузнечики.
Зона – наш методический центр.
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).
В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.
Зона – центр «Хочу всё знать».
В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы.
Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
Здесь же находятся альбомы, картинки, диски с презентациями, экологическими путешествиями экскурсиями:
-времена года,
-деревья,
-растительный мир, грибы,
-природные явления,
-насекомые,
-птицы,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
-дикие животные,
-животные Севера,
- природными сообществами.
Зона - «Огород на окне».
На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород оформлен по сюжету «У ёжика», также на окне есть прудик с камешками, ракушками и растениями, где плавают уточки и лягушки. С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
В мини - лаборатории находятся разнообразные коллекции:
Коллекции используем для решения задач разных образовательных областей:
познавательное развитие
(знакомство с городами России - магниты);
художественно-эстетическое развитие
(создание открыток);
речевое развитие
(рассказы о коллекциях, об экспонатах
коллекции);
социально-коммуникативное
(обмен впечатлениями).
Опыт работы показывает, что опытно-экспериментальная деятельность дает положительные результаты в познавательном развитии детей.
Она дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Форма познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте»
Эта форма работы направлена на освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае).
«Путешествия по карте» способствует развитию представлений :
- о земном шаре, океанах, материках;
- о различных климатических зонах, условиях жизни на Земле и разных видах ландшафта;
- о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей, особенностях их жизни.
- о растениях и животных, населяющих планету
Тематика путешествий:
1 Поверхность Земли и стороны света
2 Океаны и их обитатели
3 Северные Земли
4 Африка
5 Австралия
6 Антарктида
7 Америка
8 Азия.
9 Европа.
10 Наша страна – Россия
Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте»
1 этап Выбор пункта назначения
2 этап Выбор средства передвижения
3 этап Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте
4 этап Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5 этап Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей и их занятий)
6 этап Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Материалы для «Путешествия по карте» :
1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.
2. Иллюстрации видов транспорта.
3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения.
4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света.
5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.
6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).
7. материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).
Путешествие
по «Реке времени»
одна из наиболее интересных и доступных игровых форм.
Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Во время путешествий присутствует одно и то же дидактическое пособие, названное Н. А. Коротковой карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.
К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации (размером примерно в половину стандартного листа формата А4 — «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.
Начинаем работу с обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок мы выбираем подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки».
В следующих «путешествиях» переходим к истории быта, транспорта,
профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку.
Остановки на «реке времени» от проекта к проекту «обживаются» — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение подкрепляем не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии)одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок при-мерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Сначала мы их делали только прямоугольной формы, но поняли, что интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.
Тематика путешествий:
История жилища и бытоустройства;
История сухопутного транспорта;
История огня (освещение и тепло);
История мореплавания и воздухоплавания;
История письменности (книгопечатание);
История коммуникации (почта);
История профессий.
После освоения технологии, тематика таких путешествий была дополнена. Знакомство с историей развития обуви, мебели, посуды, одежды, живописи. Планируется исследовать темы: история развития детских игрушек и праздников.
ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму активности ребёнка, направленную на познание свойств и связей объекта, способствует формированию целостной картины мира. Период старшего дошкольного возраста важен для развития познавательной потребности ребенка, в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что, как и почему?
Экспериментирование
Дети очень любят экспериментировать.
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Толчком к началу экспериментирования
часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов :
случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное; плановые наблюдения и эксперименты
как реализация перспективного плана, и как ответ на детские вопросы.
Экспериментирование мы организуем во всех видах деятельности:
1. Организованная образовательная деятельность с детьми
(используем перспективный план опытов и экспериментов).
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в уголке экспериментирования).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение)
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, черенка, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О человеке (функционирование организма)
5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды.
Уголок опытно – экспериментальной деятельности.
Мини – лаборатория
В ней хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,
кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);
- Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
В нашей лаборатории материалы распределены по блокам:
-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);
-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-"Звук" киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т. е. материалы для изучения свойств звука);
-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
В уголке находятся различные модели:
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.
Макеты (выставляются соответственно проектам) :
-царство льда и снега;
-кто живет в жарких странах;
-животные наших лесов;
-пресмыкающиеся;
-насекомые.
Есть тематические альбомы:
-луговые цветы,
- садовые цветы,
-комнатные растения,
-насекомые,
-кузнечики.
Зона – наш методический центр.
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).
В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.
Зона – центр «Хочу всё знать».
В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы.
Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
Здесь же находятся альбомы, картинки, диски с презентациями, экологическими путешествиями экскурсиями:
-времена года,
-деревья,
-растительный мир, грибы,
-природные явления,
-насекомые,
-птицы,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
-дикие животные,
-животные Севера,
- природными сообществами.
Зона - «Огород на окне».
На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород оформлен по сюжету «У ёжика», также на окне есть прудик с камешками, ракушками и растениями, где плавают уточки и лягушки. С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
В мини - лаборатории находятся разнообразные коллекции:
Коллекции используем для решения задач разных образовательных областей:
познавательное развитие
(знакомство с городами России - магниты);
художественно-эстетическое развитие
(создание открыток);
речевое развитие
(рассказы о коллекциях, об экспонатах
коллекции);
социально-коммуникативное
(обмен впечатлениями).
Опыт работы показывает, что опытно-экспериментальная деятельность дает положительные результаты в познавательном развитии детей.