Алина Кожевникова
Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В основе всех занятий по психогимнастике лежит целостный подход к личности ребенка, принцип гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности, с учетом возрастной динамики развития.
Некоторые занятия предполагают использование демонстрационного (просмотр мультфильмов, видеозаписей фрагментов занятий, ростовой куклы и т. д.) и раздаточного материала (необходимой для заданной продуктивной деятельности детей).
Публикация «Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все игры и упражнения, входящие в занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. При этом управление телом при создании элементов движения не опирается на волевые усилия. Ребенок, с помощью психолога, старается сконцентрироваться на чувствах, образах, представлениях и ощущениях, учится подчинять тело потоку воображения. Дополнительно используется музыкальное сопровождение, звуки живой природы, рассказывается сказка (известная, специально подготовленный текст, осуществляется предварительный просмотр теле-видео записей, тематическое рисование, наглядность в виде пиктограмм, фотографий.
При составлении занятий учитываются возрастные особенности восприятия детей, чтобы они могли войти в нужный образ, индивидуальный темп созревания и развития, обусловленный индивидуальными особенностями и социальными условиями.
Как правило, эффективно использование образов сказочных персонажей, хорошо знакомых животных, с которыми дети легко и с удовольствием себя отождествляют. Содержание текстов должно соответствовать опыту и знаниям детям.
Как правило, большинство упражнений, направленных на обучение управлять своим психофизическим состоянием.
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. Нарушение выразительности моторики, неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.
Двигательное развитие ребенка становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития, навыков снятия психоэмоционального напряжения. Психогимнастические упражнения позволяют не только снять мышечные зажимы, но и создать позитивный эмоциональный фон, способствующий гармонизации развития личности.
Использование психогимнастики как эффективного метода профилактики психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с нормой развития в работе педагога-психолога
Психогимнастика это метод реконструктивной психокоррекции, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Рассматривается как эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, коррекцию различных сторон психики ребенка.
На сегодняшний день психогимнастика используется в двух направлениях:
1. Основывается на методике, разработанной М. И. Чистяковой, более эффективный в работе с детьми с неврозами, неврозоподобными состояниями, ЗПР, интеллектуальной недостаточностью.
2. Основывается на методике Г. Бардиер, И. Рамазан, Т. Чередникова – эффективны для детей с нормой развития с целью обучения их саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, так как сильная экспрессия этих занятий детям с минимальными мозговыми дисфункциями противопоказана.
Специфика организации занятия по второму
направлению психогимнастики
• В основе психогимнастики лежит игра – ведущий вид деятельности.
• Любое физическое движение выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содерданием (механизм психофизического единства)
• Использование мимических и пантомимических способностей детей, их фантазии для предельно естественного воплощения в заданный образ
• На занятиях все дети успешны: правильно все, что они делают, делают по-своему (психолог не заставляет, не оценивает, не наказывает)
• Все предметы и события должны быть воображаемы
• Обучение элементам техники выразительных движений
• Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением (чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга).
• Психолог непосредственный участник (возможность для ребенка испытать различные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога) при этом психолог должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником, то просто наблюдателем.
• Эмоциональная насыщенность содержания оценочных суждений психологом
• Использование музыкального сопровождения, которое может предварять этюд, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.
• Сочинение историй в основе которых лежат актуальные проблемы детей (как психологом, так и самими детьми)
Что может дать ребенку психогимнастика?
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя, обогащению нравственного развития).
Получают возможность для самовырадения
Обучаются способам снятия напряжения, саморегуляции
Отрабатываются коммуникативные навыки
Совместная работа педагога-психолога с музыкальным руководителем, воспитателем по физ. культуре, воспитателями, родителями
В работе присутствуют интегрированные занятия, предполагающие совместную работу психолога с воспитателями, педагогами и родителями: проведение тренинговых занятий, обучающих семинаров, обсуждение некоторых занятий, проводимых с детьми психологом (занятия заранее снимаются на видеокамеру).
Рекомендации для всех взрослых:
Чем пластичнее ребенок, тем пластичнее у него психика!
Не ограничивайте ребенка опытом своей жизни, ибо он рожден для другого времени!
Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.
Предложите воспитателям и специалистам разнообразить жизнь детей, добавив в размеренный распорядок дня немного озорства, динамизма и душевного спокойствия, путем оптимизации двигательной деятельности детей. И помните: вредна как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
Музыкально-ритмическая гимнастика
Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема несет мощный оздоровительный заряд (мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц (И. Р. Тарханов). При спокойной музыке дыхание становится равномерным и глубоким, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови (В. М. Бехтерев). Ритмическая гимнастика соединяет в себе дозируемую двигательную активность, свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущие спортивной гимнастике и эмоциональность, кроме того она не утомляет детей, в ней гораздо активнее работают суставы (развитие гибкости, допускает импровизацию, всегда создает хорошее настроение, формируется сплоченность детского коллектива. Единственное условие не допускать перегрузки. Оптимально подходит для занятий в группах раннего возраста: дети любят двигаться под музыку, к тому же у них нет еще чувства застенчивости, как у старших детей. Важно научить детей несложным движениям и их комбинации, чтобы они могли подвигаться самостоятельно (отработанные движения можно использовать и воспитателю во время небольших музыкальных пауз в течении дня).
Дыхательные упражнения
Сознательный контроль дыхания способствует снятию эмоционального напряжения, уменьшению чувства тревоги и общей релаксации. Регулярные тренировки приводят к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия, психическому развитию.
Использование телесноориентированных психотехник
в работе с детьми дошкольного возраста
направленность задачи
Психопрофилактическая Предупреждение, снятие психоэмоционального напряжении, создание положительного эмоционального настроя (релаксационные паузы, ритмопластика, психогимнастика).
Развивающая Обучение основам саморегуляции (аутогенная тренировка)
Психосенсомоторное развитие (повышение сенсорной чувствительности, развитие КМ моторики, развитие эмоциональной сферы, навыков общения, детско-родительских отношений.
Коррекционная Психомоторных функций, эмоциональных состояний, поведенческих нарушений, особенностей личности.
Список литература
1. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Е. А. Алябьева М, 2002
2. Психогимнастика в детском саду. Е. А. Алябьева М, 2005
3. Психогимнастика. М. И. Чистякова М, 1990
4. «Я хочу!» психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Бардиер Г., Рамазан И., Чередникова Т. Кишинев, 1993
5. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. А. Л. Сиротюк М, 2008
6. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
В. Г. Алямовская, С. Н. Петрова М, 2002.
7. Коррекционно-развивающая работа с детьми. Под. ред. Н. В. Серебряковой С-Пб, 2005
8. Телесноориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). Ганичева И. В. М, 2004
9. .«Работа с образами животных. Я, ты и тигр» Огненко Н. М, 2006
10. «Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей» Дорис Бретт М, 1996