Наталья Бабинцева
Элементарная гимнастика для детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н. э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др.
Публикация «Элементарная гимнастика для детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В современном мире получила развитие элементарная гимнастика для детей с нарушением речи. Элементарная гимнастика представляет собой систему физических упражнений, включающую элементарные движения головы, туловища, верхних и нижних конечностей, а также их разнообразные сочетания в виде сложных движений. Она направлена на совершенствование психофизических механизмов регуляции мышечного тонуса, функции равновесия, согласованного функционирования различных групп мышц. Термины «элементарные движения» и «сложные движения» ввел в психологию и педагогику выдающийся отечественный ученый Лесгафт Петр Францевич (российский биолог, анатом, антрополог, врач и педагог). Элементарными он называл изолированные однородные движения в суставе. А сложными – движения, которые состоят в непосредственном переходе от однородного изолированного движения в одном суставе к соответствующему движению в другом; последовательном производстве всех движений в каждом суставе; однородных движениях различных суставов одной или различных сторон одновременно, комбинации различных движений нескольких суставов одной или различных сторон. Объединяясь для решения разнообразных двигательных задач, элементарные и сложные движения образуют многообразие двигательное поведение человека.
Значение:
- элементарная гимнастика способствует совершенствованию психофизических механизмов, обеспечивающих пластичность и соразмерность движений,
- регуляцию тонуса мышц,
- двигательную координацию,
- развивает подвижность суставов,
- приучает детей контролировать свои движения.
Особое значение занятия элементарной гимнастикой имеет для дошкольника с ограниченными возможностями физического и психического здоровья. Систематическое выполнение физических упражнений способствует выработке компенсаторных механизмов управления движениями у детей, страдающих дистонией, гипердинамическими и гиподинамическими расстройствами, гиподинамией мышц, двигательной стереотилией, расстройствами рефлекторной регуляции мышечного тонуса и мышечной координации. Основными принципами выполнения таких упражнений считаются:
- сознательное дифференцирование существующих в организме элементарных движений и сочетаний этих движений;
- постепенный переход от производства элементарных движений к сложным, знакомство с их назначением.
Выполнять упражнения элементарной гимнастики следует в такой последовательности:
- упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц;
- упражнения на статическое равновесие;
- элементарные движения головы, туловища, верхних и нижних конечностей;
- сложные движения.
Педагогу необходимо обращать внимание детей на точность и изящество движений. Выполнять все упражнения следует в удобном темпе и ритме. Желательно использовать спокойную и негромкую музыку и обязательно перед зеркалом, потому что у детей появится возможность зрительно контролировать движения. Количество детей, одновременно выполняющих упражнения элементарной гимнастики, зависит от возраста, физического психического развития занимающихся (по подгруппам 10-12 человек). С детьми с тяжелыми нарушениями в развитии целесообразно проводить индивидуальные занятия. Элементарная гимнастика должна быть введена в различные формы коррекционно-оздоровительной работы с дошкольниками, такие как:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- физкультминутка;
- гимнастика после сна;
- индивидуальные занятия;
- занятия кружка хатха-йоги и другие занятия (АФК).
Разминка. Встать спиной к стене так, чтобы касаться пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Шагнуть вперёд и, сохраняя такое положение, походить по комнате. Затем вернуться к стене и проверить, смогли ли вы удержать правильную осанку.
1. Стоя, расслабить мышцы шеи и сделать повороты головой вправо и влево. Сначала медленно, затем быстрее и опять медленно. По 10 раз в одну и другую сторону.
2. Стоя, расслабить мышцы шеи и свободно опускать голову вперёд-назад. Сначала медленно, затем быстрее и опять медленно. По 10 раз вперёд и назад.
3. Стоя, слегка расставить ноги, руки по швам, наклоняться влево (левая рука скользит по бедру вниз, правая вверх к подмышке). Затем также вправо, 3-4 раза в каждую сторону. Наклон сопровождать выдохом, подъём – вдохом.
4. Стоя, выполнять круговые движения тазом по часовой стрелке и против неё. По 10-15 раз.
5. Стоя, носки и пятки вместе, руки опущены, спина прямая. Поднимая поочерёдно ноги назад, ударять пяткой по ягодицам. 10-15 раз каждой ногой.
6. Трясти кистями руки, словно хотите стряхнуть с них капельки воды. 10-15 секунд.
7. Релаксация «Крокодил»
Методические рекомендации: не допускать движений и излишнего напряжения мышц и других частей тела.
Статические асаны
«Цапля». И. п. : встать прямо, ноги вместе, руки прижаты к туловищу. В. : захватить обеими руками ступню правой ноги и медленно поднимать ее, сгибая колено. Прижать подошву правой стопы к внутренней стороне левого бедра. Затем поднять руки, приняв одно из положений: в стороны, вверх, ладони прижаты друг к другу. Закрепить упражнение, вернувшись в и. п. повторить то же с другой ногой.
Примечание. Следует стараться удерживать позу и не прыгать, сосредоточить взгляд на одной точке – это помогает сохранить неподвижное состояние. Если дети достаточно уверены в своей устойчивости, предложите им закрыть глаза и проверить, сохранится ли равновесие.
Т. э. Эта поза помогает развить чувство равновесия и координацию движений тела
«Ласточка» И. п. : развести руки в стороны и, ( выполнение:) стоя на одной ноге, другую отвести назад, наклонившись вперед. Задержаться в этом положении на 2-3 счета, вернуться в и. п., повторить, сменив положение ног.
«Кобра»
И. п. : лежа на животе, руки находятся под плечами. В. : сделайте вдох и немного приподнимитесь вверх, поднимите голову и верхнюю часть туловищу, используя не силу рук, а мышцы спины. Локти находятся близко к телу и касаются ребер, ноги сведены вместе, носочки вытянуты. Вернитесь в исходное положение и расслабьтесь.
«Мост»
И. п. : лежа на спине, согнуть ноги в коленях и поставить обе ступни так, чтобы голени были перпендикулярны полу. Опираясь на руки, приподнять таз как можно выше. Голова, шея и плечи прижаты к полу, руки придерживают спину.
«Березка» И. п. - лягте на спину, туловище и ноги вытяните. В. : сделайте выдох и, согнув колени, подведите бедра к животу. Сделайте несколько дыханий. На выдохе поднимайте таз, руки сгибайте в локтях и таз положите на ладони. Сделайте выдох и вытягивайте туловище вверх, перпендикулярно полу. Грудь касается подбородка. На выдохе выпрямите ноги, пальцы ног смотрят вверх. Останьтесь в асане на 30 сек. (2 минуты, дышите ровно. На выдохе выйдите из асаны и расслабьтесь.
Методические рекомендации: тело вертикально, локти прижаты к туловищу, упражнение выполняется со страховкой. Взрослый поддерживает ребенка за голеностопы; почувствовать напряжение, возникающее в мышцах туловища и ног.
Суставная гимнастика, например:
Суставная гимнастика «Медленное вращение головой»2-4 раза
- Представь себе, что твоя голова – это яблоко, шея – хвостик, он очень сильный, крепкий, потому что яблоко может повернуться к солнышку
Суставная гимнастика «Колеса паровоза» — вращение плечами. 2-4 раза
И. п. : ладони лежат на коленях. В. : не отрывая ладоней, выполнять круговые движения плечами вперед, а затем назад.
«Футбол». 2-4 раза
И. п. : встать прямо. В. : выполнять разнообразные удары по воображаемому мячу. Удары резкие, с оттяжкой. Темп ударов — переменный. Сначала стоя на одной ноге, затем — на другой ноге.
«Махи ногами». 2-4 раза
И. п. : встать прямо. В. : вытянуть руки прямо перед собой ладонями вниз. Руки можно развести чуть в стороны. Делать махи прямыми ногами, доставая носками ладоней вытянутых рук.
Методические рекомендации: упражнения выполняются за счет перехода от изолированного движения в одном суставе к изолированному движению в другом суставе.
Для детей с нарушением речи велико значение элементарной гимнастики.