Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Работа с гиперактивными детьми на занятиях музыки»

Ксения
Консультация для педагогов «Работа с гиперактивными детьми на занятиях музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая работа на тему:

«Работа с гиперактивными детьми на занятиях музыки»

Выполнила:

Музыкальны руководитель Приходько К. В.

Все чаще и чаще представители различных профессий — медики, психологи, педагоги и другие специалисты — обращаются к этой теме. Именно по, этому дошкольное учреждение, которое отличается своей гибкостью и вариативностью становится важным этапом подготовки детей к более взрослому этапу их жизни.

Темочки:

Однако, несмотря на такой интерес теоретиков и практиков, проблема оказания помощи детям и подросткам все еще остается нерешенной, и одна из причин этого — отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей. Г. Леви считает, что медики не читают психологической литературы, психологи — медицинской, а для родителей и педагогов специальная литература с обилием различных подходов и направлений зачастую оказывается сложной. А между тем практика показывает, что как у психологов, так и у врачей существует острая потребность во взаимообмене накопленной за десятилетия информацией.

К сожалению, до сих пор остается много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений СДВГ. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром, наблюдать за ребенком на протяжении многих лет, адаптировать его к современному обществу и дать ему хорошее подходящее образование.

Хотя мы не медики,а музыканты, но оказывается музыка и есть то лекарство, которое необходимо подвижным детям. Наверное с такими учениками приходилось сталкиваться не только мне, наверняка и у вас были и есть такие детки,которых многие называют «дети с моторчиком». Именно по, этому в последние годы проблема эффективности обучения таких детей становится все более актуальной и обсуждаемой.

Сейчас идут изменения в системе образования и меняется отношение к детям с расстройствами внимания, не списывая это на дурное воспитание. В одной из групп я выявила очень подвижного мальчика. Ко мне подошла мама и объяснила, что он гиперактивный, но очень хочет играть на инструментах.

Впервые в 1902 году в английском журнале была опублико-вана статья о молодых пациентах, которые имели эмоциональные нарушения поведения. Доктор Still. что такие дети имеют дефицит морального контроля. С этого момента и началось изучение минимальной мозговой дисфункции. Этот термин ММД был официально введен в 1962 году на международной конференции в Оксфорде.

В педагогической литературе дети с подобными нарушениями назывались дети со специфическими трудностями в обучении. В 80 годы термин ММД (минимальная мозговая дисфункция) был заменен на СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ - это очень легкая недостаточность мозга – одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции.

Подобную дисфункцию относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. СДВГ - не является медицинским диагнозом, скорее всего это только наличие легких нарушений мозга. По данным статистики 7% детей проявляют признаки гиперактивности, из них только треть – девочки. Процент диагноза СДВГ увеличивается. Надо сказать, что это проблема не только Российской медицины, в США например, этот диагноз ставится каждому 10 ребенку.

Сегодня СДВГ делится на 3 вида: гиперактивный, невнимательный и смешанный. Гиперактивный - наиболее редкий, смешанный – самый распространённый.

Самое интересное,что перспективным методом реабилитации для таких детей, является – музыкотерапия. Имеется ввиду – слушание музыки и пение песен. Музыкотерапия–снимает эмоциональное напряжение и тревогу. (Что самое интересное, что у моего ученика была 100% посещаемость)

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ СДВГ

1. Невнимательность, нарушенное внимание,плохо усваивают информацию.

Ребенок не может сосредоточиться на задании или игре. Ученик не слушает ни кого, даже если речь обращена непосредственно к нему.

2. Импульсивность.

Ученик перебивает преподавателя, вмешивается в разговор,

3. Неусидчивость.

Ученик не может усидеть на месте, задает много вопросов.

4. Нарушение мелкой моторики

Плохо слушаются пальцы, беспокойные движения руками.

5. Нечеткая, торопливая речь.

Такие дети часто действуют необдуманно, не умеют ждать, у них часто меняется настроение. Но не смотря на все, эти дети добрые, бесстрашные, не

способны затаить обиду, готовы прийти на помощь в любую минуту. К подростковому возрасту двигательная активность постепенно исчезает,а дефицит внимания сохраняется. И только после 14 лет 40% сглаживают его проявления. Среди взрослых эта проблема встречается только у 1%.

Некоторые медики считают,что это особенности темперамента и характера. Психологи заметили,что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Методы коррекции проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Современный взгляд на проблему коррекции проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности предусматривает комплексный подход, включающий медикаментозные и не медикаментозные методы, которым в частности относятся модификация поведения, психотерапия, педагогические и нейропсихологические коррекционные методики и др.

Психотерапия:

Индивидуальная, поведенческая (модификация поведения, жетонная система);

Групповая (игровая, арт-терапия, в т. ч., например, данс-терапия);

Семейная (в т. ч. игровая);

Психологические тренинги (уверенности в себе, коммуникативных навыков, для родителей – тренинги родительских навыков и компетентности).

Педагогическая коррекция:

обучение метакогнитивным стратегиям (как правильно учиться, лучше организовать свою учебу);

учебные программы, ориентированные на индивидуальные стили обучения – learning styles – для детей с визуальными, или аудиальными, или кинестетическими способностями.

Нейропсихологическая коррекция:

различные методики, направленные на улучшение взаимодействия между полушариями головного мозга.

Прочитав все про СДВГ я поняла, что к этому ученику нужен особый подход, особая программа.

Что подразумевает – особый подход. Психологи советуют 10 минут работы,5-7 минут отдыха ит. д.

Во время занятия несколько раз менять деятельность. Делить урок на работа – отдых (У кого есть такие ученики- знают, что по другому с ними нельзя)

Музыкальные задания чередовать с развивающими упражнениями и играми, которые: развивают внимание, снимают эмоциональное и мышечное напряжение (можно использовать перед выступлением, развитие внимания.

найти 5 отличий на картинке.

определи предмет на ощупь

нахождение двух одинаковых пуговиц с закрытыми глазами

надувание шарика, солдат и тряпичная кукла.

определи на слух (скрип,стук, шуршание бумаги)

упражнения на координацию (узелок руками, носик-ушки)

упражнения с пальцами из сборника Баренбойма «Путь к музицированию» (в нотах-читать апликатуру) двойная польза: запоминают апликатуру и развивается моторика.

замотай клубочек ниток (менять руки и менять направление - к себе, от себя)

на четкость в речи (упражнения с языком) «Едем на лошадке» - цокаем

языком и слушаем какой звук издает цоканье копыт.

Жуем с закрытым ртом, проверяем зубы.

Это начальные упражнения а потом, чтобы усложнить задания я стала покупать детские журналы. Там мы проходили лабиринты, соединяли точки по цифрам, разгадывали ребусы.

На занятиях очень важно преподавателю соблюдать некоторые рекомендации:

Ставить посильные задачи

Быть терпеливым и сохранять спокойствие

Коментируйте его работу, им важно получить оценку результата. Хвалите и он будет больше стараться. Похвала помогает ребенку на какое-то время держать себя в руках.

Использовать физический контакт (успокаивает). Возбудится, а просто

погладить по плечу, по голове,по спине или обнять.

Подробно записывайте домашнее задание (мне не хватало места в дневнике, задания были расписаны подробно, по цифрам и тактам, даже очередность).

И самое главное – нельзя ругать. Могут заплакать.

Таким ученика приходится уделять больше внимания и результат будет виден не сразу.

Рекомендации родителям гиперактивных детей.

1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Похвала помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

7. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

8. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

9. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

10. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

11. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

12. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

13. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

14. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

15. Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

16. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету.

17. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.). Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.

18. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

19. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

20. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 19. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.

21. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя человеком умелым и компетентным в какой-либо области. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память, внимание. Занятия в кружке должны приносить ребенку радость и удовольствие.

22. Помните о том, что гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер!

Такие дети нуждаются в контроле со стороны взрослого. Важно наладить контакт с родителями. Мне повезло, и у меня были понимающие родители. Дома они контролировали все занятия продумали режим и расписание.

Мама часто приходила в сад и мы обсуждали и фиксировали положительные результаты. Ребенок стал более спокойный, начал высиживать занятие. Стал лучше учиться. Заметно улучшился почерк. Научился вырезать ножницами. Меньше стал перебивать и торопиться.

На занятиях ребенок получил формирование художественной культуры через развитие творческих способностей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Арт-терапевтическое воздействие музыки на человека» "Музыка - не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. " В. М. Бехтерев Виднейшие древнегреческие философы.

Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыкиКонсультация для педагогов и родителей о роли классической музыки Что важнее – любить или понимать музыку? "Из кабинета заведующего вышла, хлопнул дверью, музыкальный руководитель (её я знала по встречам.

Консультация для педагогов «Использование классической музыки в игровой деятельности детей дошкольного возраста» Всем известно, что классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Работа с гиперактивными детьми на занятиях музыки»
Опубликовано: 28 января 2025 в 19:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Работа с гиперактивными детьми на занятиях музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения (УИ 3104435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД