Коренева Анастасия
Экспериментирование в старшей группе «Знайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в старшей группе
Экспериментирование в старшей группе «Знайки» стало важной частью образовательного процесса.
Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы центре экспериментирования :
• Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
• создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
• воспитание усидчивости и аккуратности;
Публикация «Экспериментирование в старшей группе „Знайки“» размещена в разделах
• развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
• развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.
Детское экспериментирование – это важный процесс самообразования малышей. Оно помогает ребятам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты. Кроме того, в это время происходит активное развитие мышления и моторики рук. Экспериментирование в старшей группе, как и во всех других, должно быть организовано в качестве игры. Но почему именно игра помогает ребенку развиваться? Дело в том, что детский мозг устроен так, что если малышу не интересен тот или иной предмет, как бы вы ни старались, запомнить и понять его должным образом он не сможет. Значит, малыша необходимо заинтересовать. Тогда на помощь и приходят игры-эксперименты. Это помогает усвоить большее количество информации за меньший промежуток времени. У игрового метода существуют цели, которые должны быть в полной мере реализованы в ходе проведения экспериментирования. Цели экспериментов. – формировать знания об окружающем мире и свойствах разных веществ, а именно вода, песок, бумага, магниты и так далее.
Так же в нашей программе разделение на разделы.
Все эксперименты которые проводятся с детьми должны быть разбиты по месяцам «дробление по месяцам». Это формирует некую дисциплину и даёт детям некое понятие, учитывая все особенности каждого месяца. Почему нужно сделать дробление по месяцам? Потому, что в разное время года детское экспериментирование отличается друг от друга.
Экспериментирование для старшей группы мы разделили по два месяца.
В сентябре и октябре проходят эксперименты с изучением глины и песка.
Экспериментирование с глиной и песком позволяет детям:
Развивать навыки исследовательской работы;
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
Умение слушать и слышать друг друга.
Далее, учим детей обращаться с песком и глиной. С глиной появляются первые знание и понимание о формах.
С песком проводим эксперименты с использованием сухого и мокрого песка. Объясняем различие между сухим и мокрым песком.
Пример эксперимента :
Опыт № 1. «Песчаный конус»
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал.
Опыт 2. Из чего состоят песок и глина?
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Ноябрь-декабрь у нас проходят эксперименты с воздухом. В ходе проведения экспериментов дети получают разные знания о свойствах воздушных масс.
Эксперименты должны дать понимание о том, какими могут быть источники загрязнения воздуха
Дети должны иметь понимание как нужно заботиться об окружающей среде и воздухе.
Пример эксперимента :
Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим изего воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)
Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.
Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.
Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.
Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки, да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.
Январь и февраль эксперименты с водой. Изучаем свойство воды и объясняем физические свойства жидкости. Даём понимание, что снег и лёд- это вода.
Пример:
Опыт №12. «Превращения капельки»
Опыт «Таяние льда».
Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.
Опыт «Испарение воды».
Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.
Опыт «Превращение пара в воду».
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
Опыт №13. «Куда исчезла вода?»
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Март и апрель изучаем человека.
Знакомим детей с органами слуха, зрения и обоняния. Показываем взаимосвязь всех органов чувств.
Май-Июнь В заключение года, а именно весной, проводиться игры, которые обобщают все полученные знания за год.
Основным оборудованием в мини-лаборатории являются:
• Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
• Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмассы, пробки, ниткии др. ;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• Коллекция бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• Специальная посуда: стаканчики, тарелки, трубочки;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, различные крупы.
Мы создали картотеку экспериментов и опытов
Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия.
Технологические карты по экспериментированию :
Дети могут глядя на картинки выполнять самостоятельно эксперимент
И создали дидактическую игру пазл «Из чего мы сделаны».
Там нужно собрать пазл, что из какого материала сделано:
Метал, пластик, железо, стекло.
Наш центр экспериментирования :