Анастасия Потапова
Экспериментирование в подготовительной группе «Волшебная жидкость (неньютоновская)»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Потапова Анастасия Александровна, педагог-психолог, воспитатель МКДОУ №133 г. Кирова
Цель: стимулирование у детей познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с новым материалом (неньютоновская жидкость, способами его получения и свойствами, используя элементарные приемы экспериментальной деятельности;
Публикация «Экспериментирование в подготовительной группе „Волшебная жидкость (неньютоновская)“» размещена в разделах
- Неньютоновская жидкость. Эксперименты с детьми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- познакомить с новым способом фиксации приобретенного опыта – тематической папкой (лэпбуком).
2. Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления – умение находить общие и отличительные признаки, делать простые умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности;
- создавать условия для развитие диалогической речи через взаимодействие друг с другом.
3. Воспитательные: побуждать проявление самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов.
Материалы:
- белые халаты по количеству детей
- прозрачные пластиковые стаканчики
- небольшие миски (по количеству детей)
- тазики небольшие
- 2 больших таза
- пакеты с крахмалом 200гр. (по количеству детей)
- небольшой мячик-попрыгунчик
- веселая музыка
- яйца
- влажные полотенца (по количеству детей) и одноразовые полотенца
- полиэтиленовые пакеты
- порезанный картофель в воде
- лэпбук
ХОД
Вводная часть:
В группу входит педагог в образе Профессора Любознайка:
- Ой, куда это я попал? А как вы думаете, кто я?
- А я Профессор Любознайка. Я работаю в лаборатории. Вы знаете, что такое лаборатория? (место, где проводят разные опыты и эксперименты). Ой, я же совсем забыла поздороваться: Здравствуйте, дети!
- Как-то вы скучно здороваетесь. Хотите покажу, как здороваются в нашей лаборатории?
Игра «Поздоровайся разными способами» ( под музыку дети здороваются различными частями тела: ушками, спинками, коленками, руками, локтями, животами и т. д.)
- Ну вот и поздоровались, замечательно! А вы хотите попасть в мою лабораторию и стать «любознайками»? Тогда одевайтесь – в лаборатории всегда ходят в специальной одежде. (дети одевают халаты)
Основная часть:
Дети проходят в лабораторию, рассматривают предметы.
- Как вы думаете, чем я занимаюсь в своей лаборатории? Я занимаюсь очень важным вопросом – изучаю волшебную жидкость. У нее очень сложное название – Неньютоновская жидкость. Хотите знать, почему она волшебная?
- Итак, где же волшебная жидкость? Ой, кажется она у меня закончилась! Ну ничего, зато у меня есть вода и картофель. Я тут как раз собиралась картошку жарить (педагог показывает картофель, предварительно порезанный и находящийся в воде, дети рассматривают).
- Посмотрите, какого цвета вода? Сейчас я солью воду и уберу картошку. Посмотрите, что осталось в тазике? В тазике остался белый осадок – это и есть крахмал! Для волшебной жидкости нам понадобиться вода и крахмал. Только крахмала очень мало, нам не хватит. Где же нам взять его? (варианты детей)
- Совсем забыла! Я же недавно купила в магазине очень много крахмала – на всех хватит. Крахмал – это великая вещь!
- Итак, нас ждут великие дела! (закатать рукава) Будем делать волшебную жидкость? Что нам для этого нужно? (дети берут заранее приготовленные емкости, крахмал, пустые пластиковые стаканчики)
- Как вы думаете, с чего начнем? Что нужно сделать вначале? Где у вас вода? Экспериментирование – точная наука, поэтому вам необходимо налить воды в стаканчики точно до метки.
- Что будем делать дальше? (дети смешивают крахмал и воду руками до получения однородной массы). Вот и получилась волшебная жидкость! Какого она цвета? Запаха? Что вы ощущаете, когда опускаете в нее руки? Какая она на ощупь? Вам приятно к ней прикасаться?
- Поможете мне доказать, что жидкость действительно волшебная и отличается от простой воды?
1. Поиграть с жидкостью : попробовать взять ее в руку, перелить из одной в руки в другую, сжать в кулаки, попробовать быстро скатать шарик. Какой ощущалась жидкость, когда мы брали ее в ладошки, а когда пробовали сжать, скатать шарик? А когда мы переставали его катать, что происходило с жидкость?
Какой можно сделать вывод: когда волшебную жидкость переливают из руки в руку, она ощущается жидкой, а когда пытаемся ее сжать или скатать шарик, она ощущается твердой.
2. – Я, пожалуй, пойду руки помою. Ой сколько брызг!
- Как вы думаете, если мы сильно стукнем по нашей жидкости ладошкой или кулаком, будет много брызг? А если сильнее?
- А если что-то в нее сильно кинуть? Только что можно кинуть? У меняя есть небольшой мячик. Может у вас в группе есть небольшие предметы, которые нам помогут? (дети сами находят в группе небольшие предметы) Получились брызги? Что происходит с предметами, когда мы их кидали? Какой была жидкость на ощупь, когда мы по ней стукали? (твердой)
Какой вывод мы можем сделать: если по нашей волшебной жидкости стукать или кидать в нее предметы, она не разбрызгивается.
3. Опыт с яйцом (проводит педагог, дети активно помогают)
- Я вот тут недавно хотела провести один опыт, но не успела. Поможете мне? Я хотел проверить, разобьется ли куриное яйцо, если поместить его в пакет с волшебной жидкостью. Как вы думаете? (дети делятся на команды) Хотите проверим? Я брошу пакет с яйцом на пол в таз, только на стул еще залезу и посильнее кину.
- Что произошло с яйцом? (не разбилось) Как вы думаете, почему яйцо не разбилось? Что произошло с волшебной жидкостью, когда она ударилась о пол? (она стала твердой и не позволила яйцу разбиться)
- А как вы думаете, если бы яйцо лежало в пакете с водой, оно бы разбилось? (проверьте дома)
Рефлексия:
- Что мы сегодня изготавливали в лаборатории?
- Из чего мы получали волшебную жидкость? Из каких двух веществ?
- Почему она называется волшебной? (при сжатии становится твердой, а потом снова жидкой, не разбрызгивается)
- Можно ли сказать, что она ведет себя не по правилам?
- Понравилось ли вам экспериментировать у меня в лаборатории?
Заключение:
- Я думаю, что вы все будете великими «любознайками», прямо как я! Вы такие умнички, мне очень понравилось делать открытия вместе с вами. Поэтому я хочу подарить вам одну интересную папку, в которой показано, как получить волшебную жидкость и как с ней можно играть, все наши опыты. А еще там есть много игр и загадок. Посмотрите, вот здесь вы можете сами нарисовать картинки о своих новых экспериментах с волшебной жидкостью.
- Ну а мне пора уходить! Меня ждут другие эксперименты! До свидания, дети!