Елена Ярылкина
Детское экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей детского сада «Детское экспериментирование, как основной
вид ориентировочно- исследовательской деятельности», «Виды детского экспериментирования».
Дошкольное образование само по себе призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию его исследовательской активности, а также инициативы дошкольника. Научный поиск различных эффективных средств в развитии исследовательской активности у дошкольников на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему и эта проблема требует как теоретического так и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника активного внимания заслуживает исследовательская деятельность - экспериментирование. Потребность ребёнка каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он должен получать. В основе их возникновения лежит ориентировочно- исследовательская или поисковая деятельность, которая направлена на познание окружающего мира. Есть такая китайская пословица.
Публикация «Детское экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Расскажи – и я забуду,
Покажи- и я запомню,
Дай попробовать- и я пойму.
Она чётко показывает, что по факту так и есть.
Можно очень многое рассказывать детям и взрослым, ненужная информация забывается, но иногда она запоминается, если показывают что-то, когда рассказывают о чём-то. Но лучше всего конечно человек запомнит, в том числе и ребёнок, когда ему не только расскажут о чём-то и покажут, но и дадут попробовать.
Дети, по своей природе являются исследователями, они с большой радостью, с удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё для них новое, всё интересное. Им интересно абсолютно всё и мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, всем, чем угодно. Он радуется даже самому маленькому своему открытию. Можно заметить такой момент: у большинства дошкольников с возрастом интерес к исследованиям, экспериментам пропадает. Возникает вопрос:
- Почему же так происходит и кто в этом виноват?
Многие психологи, педагоги, у которых большой опыт, приходят к такому выводу- это происходит из-за взрослых, очень часто взрослые говорят ребё нку например:
Отойди от лужи, а то испачкаешься; не трогай руками песок, он грязный; не бери снег в рот, он холодный; не смотри по сторонам, а то споткнёшься.
Такие небольшие фразы можно услышать от родителей, от воспитателей что отбивает естественный интерес у ребёнка к исследованиям. Ведь ребёнку интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой, что с ним происходит. Или почему песок такой, можно ли из него что-то слепить (сухой- мокрый).
Когда вы запретили ему что-то, проходит время и ребёнку совершенно не интересно это становится. Например: почему с деревьев листья опадают, откуда дождик берётся, почему звёзды падают. Многие моменты могут потерять интерес, который возникал когда-то, и был, так скажем заглушен.
Для того, чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, очень важно вовремя поддерживать стремление, чтобы они хотели исследовать, экспериментировать везде и всегда.
Задача воспитателя- не пресекать, а наоборот активно развивать эту деятельность.
Что же такое исследовательская деятельность? Это особый вид интеллектуально- творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. То есть- это активность ребёнка которая направлена на постижение устройства вещей, связи между какими-то явлениями окружающего мира, их систематизацией. Основой исследовательской деятельности является поисковая активность.
Поисковая активность- это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности.
Есть ещё одно определение, которое относится сюда - это исследовательское поведение- это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации от внешнего мира.
Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, и он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить –это для ребёнка сделать шаг в неизвестное. Познавательно- исследовательская деятельность зарождается у детей ещё в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование с вещами в ходе которого, например возникает простейшая категоризация предметов: по цвету, по форме, по назначению. В период дошкольного детства познавательно- исследовательская деятельность в младшем возрасте начинается через игру,, а в период старшего возраста в виде детского экспериментирования с предметами. Например: из чего сделан кубик, почему он квадратный, почему так называется; почему пластилин такой, почему из него можно лепить. Такие вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям. Он стремиться получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям, в этой небольшой экспериментальной- исследовательской деятельности.
Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа, момента.
1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции,ребёнок начинает запоминать многое и это у него откладывается в памяти естественно.
2. Развивается речь ребёнка, каждый месяц, каждый год и постоянно, не смотря на то, чем бы он не занимался.
3. Происходит накопление фонда умственных приёмов операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения., прежде чем что-то сказать, сообразить, сделать.
4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата. Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов, потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования самостоятельно, т. е. без участия взрослых. Экспериментирование делиться на два этапа, но в основном всё-таки здесь преобладает самостоятельность у детей, чем его совместная деятельность со взрослыми. Развиваются творческие способности, возникает огромная возможность думать, пробовать и самое главное ребёнок учиться самовыражаться проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно возникает у ребёнка необходимость совершать операции, анализы, сравнения, обобщения, классификации. Приходится регулировать эти закономерности, объяснять, эти выводы стимулируют развитие речи у детей. Особенно можно заметить такой момент, когда дети старшей группы гуляют на площадке, экспериментируют, они любят поучать детей младшего возраста, показывать, рассказывать что-то Использование исследовательской деятельности особенно значимо для детей у которых задержка психического развития и у которых затруднена сенсорно- перцептивная деятельность. Такие дети не совсем умеют, им трудно обследовать предметы, они затрудняются в ориентировке, в их свойствах, им сложно выразить словами, правильно описать то, что они исследовали. У таких детей затруднён процесс обследования предметов на ощупь.
Два вида экспериментальной деятельности.
Экспериментальная деятельность делится на два этапа.
Первый - когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка.
Второй вид- когда ориентировочно- исследовательская деятельность организуется взрослыми. Психолог- педагог Н. Н. Подьяков выделяет эти два вида поисковой деятельности у дошкольников и поясняет, что на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю. По второму виду этот педагог говорит что когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те результаты от экспериментов, которые им заранее определили. Т. е. если в первом случае ребёнок проводя исследование или эксперимент получает итог таким какой получается., то на втором этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировали взрослые по данному эксперименту.
Модель исследовательских технологий.
1. Создаётся проблемная ситуация - почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.
2. Выдвижение гипотез.
3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.
4. Проверка гипотез- что получилось при использовании материала.
5. Формулирование и оформление вывода.
Эти этапы конечно- же ребёнок не понимает, это понимаем мы с вами, когда организуем экспериментальное задание для детей. У ребёнка все эти 5 этапов происходят на интуитивном подсознании, без них исследовательской деятельности не получится. В любом случае, понимает ребёнок, не понимает, интуитивно проходит все эти этапы. Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок должен решить для себя какие- то задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Для создания этих проблемных ситуаций педагогу нужно использовать следующие методические приё мы :
1. Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения.
2. Изложение разных точек зрения на один и тог же вопрос.
3. Предложить детям рассмотреть явления с разных позиций.
4. Побуждать детей к сравнению, к обобщению, к выводам.
5. Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.
6. Постановка проблемных задач, что это значит : это неопределённость вопроса, противоречивые данные, специально допущенные ошибки, ограничение времени выполнения эксперимента.
Если ребёнок - исследователь найдёт поддержку у воспитателя, при исследовании, когда он научится проводить эксперименты, выполнять различные действия, то предполагают так, что потом ребёнок, когда вырастет, будет-(есть такое название) «Исследователь – взрослый», он вырастает умным, наблюдательным, человеком, который самостоятельно всегда делает выводы, логически мыслит, человеком который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя. В наше время это достаточно сложно, нужно у детей развивать это качество, потому, что наш мир такого сумасшедшего ритма, везде и всегда новое в нём появляется. Хочется отметить такой момент: подвижный и активный ребёнок в возрасте 4-5 лет- живчик, (эти выводы сделали учёные) задаёт порядка 400 вопросов, это очень много и далеко не на все вопросы можно ответить так чтобы ребёнок их понял. Для этого (как говорят учёные) педагог должен проводить экспериментирование в детском саду, например : «Почему ветер дует», «Отчего предметы падают вниз,а не вверх», «Почему лёд твёрдый, а вода нет». На эти и др. вопросы можно ответить, если провести опыт, в ходе которого ребёнок сам увидит эти закономерности, своими глазами. И всё -таки :
Зачем вводить детское экспериментирование в ДОУ?
1. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества, свойства (мягкое- твёрдое, горячее- холодное и т. д.).
2. Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.
3. У детей углубляются знания о природе - живой и неживой, в целом расширяется кругозор.
4. Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.
Это очень важно и всё это вместе (все 4 этапа)приводят к тому, что это влияет на самооценку детей. Чем больше знает и умеет ребёнок, тем он увереннее себя чувствует, может разбираться во многом, он будет чувствовать себя лучше когда будет знать ответы на какие- то вопросы, когда его спросят, его не поставят в тупик и это хорошо. Задача воспитателя научить этому детей.
Какие же есть эксперименты в детском саду?
Виды экспериментов :
- Демонстрационное наблюдении- это вид деятельности при котором объект наблюдения один, он находится у воспитателя, который проводит и демонстрирует детям. У этого вида есть как плюсы, так и минусы : инициатива детей сведена к минимуму, всё делает воспитатель, дети только наблюдают за этим экспериментом. Дети, конечно интересуются этим, очень оживлённо наблюдают, но здесь чаще всего возникает возможность пассивной реакции у детей. Почему, потому что детям самим хочется всё попробовать и это самый главный мотив эксперимента для них. Поэтому первый вид демонстрационного наблюдения конечно используется в детском саду и он нужен, но как правило его нужно использовать не очень часто, а только в тех случаях, которые опасны для детей ( спички- огонь : почему возникает огонь и др.).
- Фронтальное - вид деятельности при котором есть несколько объектов и причём эти объекты в руках детей. Этот вид экспериментирования больше подходит для активизации детей. Для того, чтобы у них вызвать интерес, любопытство, воспитателю бывает сложно уследить за всеми детьми. Скорость работы на данном этапе у детей разная. Есть риск несоблюдения правил безопасности, поэтому лучше на фронтальном наблюдении будет присутствовать несколько воспитателей, можно объединить две группы одинаковые по возрасту.
Как можно оформить уголок экспериментирования в ДОУ. Их много, но самые распространённые- это пять.
1. Постоянная выставка: здесь можно хранить редкие предметы: камушки, ракушки, кристаллы, поделки детей из природного материала, материал для самостоятельных поделок.
2. Приборы: здесь можно расположить : баночки, воронки, лупы, зеркала, верёвочки, бутылочки и ещё очень многое- всё интересное и продуктивное для экспериментирования.
3. Схемы: памятки, алгоритмы, эксперименты в картинках- они должны быть красочными, понятными для детей.
4. Материал: природный и бросовый, сухие листья, вата, перья, колбы, пипетки, мерные стаканчики и т. д.
5. Место для проведения опытов- уголок, который будет предназначен для проведения опытов, дети должны знать, что это место для экспериментов.
Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей.
В младшем возрасте нужно проводить опыты, которые не опасны для детей, лучше всего проводить такие опыты как например: «Мы поймали воздух», с использованием шариков; «Я вижу воздух», с трубочкой и стаканом воды; «Тонет- не тонет», с водой; «Вода меняет цвет», с использованием красок, и т. д. Эти опыты детям в этом возрасте будут интересны, понятны и совершенно безопасны. Надо помнить, чтобы эти опыты были всегда яркими, интересными и самое главное, чтобы все эти эксперименты и опыты приносили детям пользу, обогащали их в плане развития, в получении информации.
Исследовательское поведение дошкольника – главный источник получения представлений, информации о мире. Задача воспитателей помочь детям в проведении этих исследований, в выборе объекта исследования, в методе его изучения, при сборе материала. Умозаключения детей основываются на их собственном проведённом опыте, но помощь воспитателя должна быть, воспитатель должен помогать ребёнку делать опыты. Иногда ребёнок не может выразить словами какие- то вещи, он просто ещё не понимает как об этом рассказать. Воспитатель должен помочь с подвести итог эксперимента и сделать правильный вывод. Существуют некие правила в при выборе темы в поисково - экспериментальной деятельности, тема должна быть интересна ребёнку, должна его увлекать. Если ребёнку что-то не интересно, а вы пытаетесь его заставить провести какое- то исследование, ребёнок будет не активным, не внимательным, не будет стремиться закончить этот эксперимент, не скажет никаких выводов по поводу окончания данного эксперимента. Поэтому тема д. б. всегда интересной для детей. Воспитатель должен предложить ребёнку старшего возраста несколько тем на выбор, по интересам детей. Также тема д. б, всегда выполнима, нужно давать такие темы, которые могут выполнить дети на данном этапе. Нужно чётко понимать особенности детей, их силы, умения. На основании всего этого, воспитатель и должен подбирать темы, обязательно разрабатывать занятие, формулировать вопросы, задачи, действия, которые будет выполнять ребёнок. Если ребёнок проводит эксперимент сам, по вашему заданию, вы всегда должны быть рядом, потому что у ребёнка может возникнуть какая-то ситуация, при которой у него что-то не получается, вы должны всегда прийти на помощь. Ребёнок должен обязательно закончить эксперимент, чтобы е него не возникло нежелание в следующий раз.
Целью любых экспериментов является развитие познавательных интересов, в потребности, в самостоятельной поисковой деятельности, больше всего интерес к экспериментам возникает в старшем возрасте.
Задача, которая стоит перед воспитателем : учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремлённость.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности это опыты- наблюдения, которые проводятся как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности, на прогулке. Здесь также сохраняются все этапы. Очень интересно детям проводить наблюдения за объектами живой природы (посадить семена цветов и наблюдать за ними, за из ростом, потом пересадить на огород). Дети любят наблюдать за животными, рыбками в аквариуме.
Многоуровневый эксперимент.
1. Физический – ребёнок учится управлять своим телом.
2. Природоведческий –знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов, с причинно – следственными связями происходящими в мире.
3. Социальный- дети запоминают особенности каждого человека
4. Познавательный – тренируют мыслительные процессы, осваивают разнообразные мыслительные операции.
5. Лингвистический – дети занимаются словотворчеством, обсуждают итоги эксперимента, играют в словесные игры, экспериментируют со словами.
6. Личностный – дети узнают свои личные возможности (что они умеют, которые есть у одного ребёнка, а другого ребёнка они совершенно другие).
7. Волевой – дети могут сами влиять на других людей- на своих сверстников.
8. Поведенческий – дети моделируют своё поведение в различных жизненных ситуациях.
Детское экспериментирование тесно связано с развитием речи – речь развивается в детском саду очень быстро, без этого не строится ни один эксперимент. Также есть связь с изобразительной деятельностью, чем сильнее будут развиты изобразительные навыки, способности у ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. Чем глубже ребёнок изучает объект, тем точнее он его изобразит.
Классификация наблюдений и экспериментов.
1. По характеру объектов, используемых в экспериментах : опыты с растениями, с животными, с объектами не живой природы, а также с объектом, которым является сам человек.
2. По месту проведения опытов- в групповой комнате, на участке, у водоёма.
3. По количеству детей – группа 10 человек, более 10 человек, межгрупповые.
4. По причине их проведения- случайные, запланированные, поставленные на вопрос ребёнка.
5. По характеру включения в педагогический процесс- эпизодические, систематические.
6. По продолжительности- кратковременные от 5 до 15 мин, свыше 15 мин.
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.
8. По месту в цикле: первичные, вторичные, заключительные, итоговые.
9. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяют увидеть одно состояние объекта, одно явление, вне связей с какими- то объектами, сравнительные, обобщающие.
10. По характеру познавательной деятельности детей : иллюстрированные (детям всё известно, поисковые (не знают заранее объект,каков будет результат, решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Существуют требования к экспериментам, условия.
В зависимости от характера наблюдений эксперимента требования различаются:
- случайные- подготовки не требуют;
- запланированные- начинаются с выбора объекта, с постановки задач.
Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время.
После эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.