Анастасия Селифонова
Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира
Экспериментирование — один из способов познания окружающего мира. Это относится не только ко взрослой жизни, где для выявления причинно-следственных связей требуются опыты, но и к детству, ко времени, когда у ребенка закладывается тяга к знаниям, интерес к открытиям.
Зачем нужна экспериментальная деятельность?
– Вызывает интерес к исследованию.
Публикация «Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира» размещена в разделах
– Стимулирует мыслительную деятельность.
– Развивает коммуникативные и другие навыки.
– Развивает любознательность.
– Воспитывает внутреннюю тягу к знаниям.
Исследовательская деятельность неспроста внедрена в практику дошкольных учреждений. Она вызывает неподдельное любопытство у юных первооткрывателей, она позволяет лучше усваивать учебный материал. Ведь чтобы научиться чему-то, лучше один раз сделать своими руками, чем несколько раз услышать инструкцию.
Для успешного экспериментирования с детьми воспитатель должен создать необходимые условия.
Условия для экспериментирования
Чтобы успешно проводить различные опыты и исследования с детьми, одного энтузиазма и хорошего настроя мало. Необходимо оснащение: оборудованный уголок экспериментирования. Что туда входит:
– лупы, весы, магниты, песочные часы;
– сосуды из стекла, металла, пластика и других материалов;
– песок, камни, ракушки, листья, шишки и т. п. ;
– кусочки тканей, кожи, меха, пробки и других различных по фактуре и свойствам материалов;
– скрепки, гайки, болты и др. ;
– различные виды бумаги (картон, калька, наждачка);
– красители;
– шприцы, пипетки, мерные ложки, палочки;
– зеркала, мука, сахар, сита, цветные стеклышки и др.
Примеры самых простых экспериментов
Безусловно, приведенный выше арсенал уголка экспериментирования позволяет проводить с детьми самые разные опыты, в процессе которых малыши сами для себя открывают мир, физические свойства разных материалов. Но есть и более простые эксперименты, которые можно проводить как в детском саду, так и дома.
1. Вынесете зимой на улицу формочки с водой и понаблюдайте с ребенком, как она превратится в лед. Занесите получившиеся фигурки обратно в тепло и посмотрите, что с ними случиться.
2. Возьмите воздушный шар и предложите ребенку его надуть. Спросите, почему шарик стал большим, откуда в него попал воздух. Усложните задачу, поинтересуйтесь, откуда воздух берется в легких.
3. Налейте в стаканчики разную по консистенции и цвету жидкость. Например, воду, сок и молоко. Предложите ребенку сравнить эти жидкости (цвет, запах, вкус). Расскажите о явлении прозрачности, бросив в стаканы монетки (в молоке, например, монетка будет не видна). Дайте малышу перелить жидкости в другие ёмкости, обратите его внимание на то, как легко бесформенная вода принимает очертания любой кружки, блюдца, колбочки.
4. Возьмите непрозрачный мешочек из ткани, положите туда какой-то предмет и попросите ребенка на ощупь угадать, что внутри. Спросите, что он ощущает, круглое ли это, квадратное или треугольное, похоже ли это на животное или на неживой предмет.
5. Положите в коробку с отверстием какой-то предмет и дайте возможность малышу рассмотреть его там с помощью фонарика.
6. Налейте в тазик воды, предложите ребенку подуть на нее, расскажите о волнах, попробуйте запустить по воде кораблик, покажите, что есть предметы, которые тонут.
Даже такие элементарные эксперименты интересны детям. Они заставляют удивляться, вызывают любопытство, ведь опыты ничуть не хуже фокусов.
Системность в образовании — путь к успеху
1. Обучение, как лечение, невозможно без системного подхода. В дошкольных учреждениях в средних группах занятия по экспериментированию необходимо проводить минимум один раз в неделю. Длительность такого импровизированного урока — не менее 20 минут. Для особо заинтересованных деток можно выделить дополнительное время.
2. Очень важно чувствовать отдачу. Для этого нужно зафиксировать начальные данные (какой интерес испытывает ребенок к окружающему миру и явлениям, может ли он делать выводы, проявляет ли самостоятельность, знает ли о правилах безопасности). В середине и в конце определенного периода (в дошкольных учреждениях это в середине и в конце учебного года) также следует провести мониторинг по тем же исходным данным, а потом все сравнить.
3. Важно максимально задействовать родителей в учебном процессе. Работа с мамами и папами не должна ограничиваться анкетированием, лекциями на родительских собраниях и поучительными консультациями в коридоре. Важно, чтобы родители принимали непосредственное участие в экспериментировании. Пусть они наблюдают за насекомыми во время прогулок, выращивают вместе с детьми цветы на даче, лепят пельмени дома. Пусть мамы с папами поэкспериментируют в группе с имеющимися материалами. Задача воспитателя — максимально донести важность опытного обучения для развития личности. В помощь и наглядные материалы, и личный пример, и горящие глаза любимого дитя.
Наши достижения
В нашем детском саду в средней группе мы постарались максимально внедрить экспериментирование в образовательный процесс. Был создан уголок, приобретены нужные материалы. Каждый день по чуть-чуть и раз в неделю по 20 минут мы приобщали детей к экспериментам, рассказывали и показывали, давали потрогать, сделать, смастерить, увидеть, познать. На данном этапе наша работа длится уже более двух лет.
Показатели мониторинга развития познавательной активности таковы :
Начало периода:
Высокий уровень – 3%
Средний уровень – 28%
Низкий уровень – 69%
Конец периода:
Высокий уровень – 19%
Средний уровень – 65%
Низкий уровень – 16%
Если в начале образовательного процесса лишь12 % детей интересовалось явлениями природы, то в конце — их стало 37%. В начале периода лишь 3 % детей умели делать простые выводы, теперь их количество — 22 %.
На личном опыте мы доказали, насколько тесно экспериментирование связано с коммуникативной деятельностью. После каждого опыта идет бурное обсуждение, высказывание удивления, задаются вопросы. Также исследовательская работа помогает формировать математические навыки, учит сравнивать, обобщать, делать выводы, определять форму, вес, количество.
Наша работа была плодотворной: у детей расширился кругозор, усовершенствовалась речь, появился интерес к окружающему миру. Мы не остановимся на достигнутом, мы и далее будем проводить опыты на радость юным экспериментаторам.