Татьяна Завалишина
Статья «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму
(Конфуций)
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах и закономерностях. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот
Публикация «Статья „Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
метод является ведущим, а первые три года- практически единственным способом познания мира. Главное достоинство применения этого метода в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой его обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется мыслительный процесс
• Развивается речь, т. к. ребенку необходимо давать отчет об увиденном, делать выводы.
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.
Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше выделяет ребенок в исследуемом объекте.
В этой работе можно выделить следующую классификацию детского
экспериментирования :
• По характеру объектов, используемых в эксперименте ( опыты: с растениями, с объектами неживой природы)
• По месту проведения опытов (в групповой комнате, на участке)
• По причине их проведения (случайные, запланированные, поставленный ответ на вопрос воспитанника)
• По количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные)
• По количеству наблюдений за одним и тем же объектом (однократные,
многократные, циклические)
• По характеру включений в процесс (эпизодические, систематические)
• По продолжительности (кратковременные 5-15мин,длительные более 15мин)
Очень важным для достижения поставленных задач, является создание условий для детского экспериментирования.
С детьми в группе можно проводить множество экспериментов, соответствующих времени года.
Например, зимой в игровой форме изготовить цветные украшения изо льда, путем окрашивания и замораживания воды. Осенью, дети узнают что картофель можно не только есть, но и делать из него штампы для печати и показать реакцию крахмала с йодом.
Особое внимание можно уделить экспериментам и циклическим наблюдениям в весенний период. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о растениях. Наблюдать за комнатными растениями, растениями произрастающим на территория детского сада, первоцветами.
Пришла весна и пора готовить рассаду цветов для цветника на участке.
Весенний эксперимент - посадка семян цветов. Цель данного эксперимента заключается в том, что бы дети пополнили знания о цветах, имели представление о семенах лютика; ознакомились с правилами посадки данного растения, аккуратно выполняли полив, рыхление; учились высказывать свои предположения и делать выводы. Все, что находится рядом с детьми привлекает его внимание, вызывает интерес.
Конечно, дети познают мир в процессе любой своей деятельности, но именно в экспериментально - исследовательской деятельности дошкольники получают возможность полностью удовлетворить любознательность (почему, зачем, как устроен мир, возможность наблюдать, принимать непосредственное участие в эксперименте, практикуются в установление
причинно-следственных связей, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет расширять свои представления о мире.
В заключении можно сказать, что экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе и т. д.
Через природу можно расширить кругозор детей о природном и социальном мире, дети научаться мыслить критически. Значительно пополнится словарный запас детей, они будут активнее и увереннее оперировать понятиями, анализировать и обобщать.