Оксана Юрьевна Ловыгина
Консультация для педагогов ДОУ «Комплексная помощь детям с ОВЗ с нарушением в речевом развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексная помощь детям с ОВЗ с нарушением в речевом развитии
Слайд 2. «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям».
Слайд 3. Специальные ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Слайд 4. Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья
Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети–инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми–инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Слайд 5. К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:
Нарушениями опорно – двигательного аппарата
Замедленным и ограниченным восприятием
Недостатком развития моторики
Недостатками речевого и сенсорного развития
Недостатками развития мыслительной деятельности
Недостаточной познавательной активностью
Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением.
Нарушением слуха
Нарушением зрения
Слайд 6. Цель психолого–педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Слайд 7. Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Слайд 8. Ключевыми направлениями работы педагога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории, организационно–методическая работа.
Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка
Наглядность и доступность
Непрерывность
Вариативность
Создание ситуации успеха
Принцип психологической комфортности
Гуманность и реалистичность
Слайд 9. Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают её основное содержание:
- Диагностическое направление.
- Коррекционно – развивающее направление.
- Консультативно – просветительское и профилактическое направление.
- Организационно – методическое направление.
Слайд 10. Диагностическое направление
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
В связи с этим особая роль отводится психолого – медико – педагогической диагностике.
Слайд 11. Коррекционно–развивающее направление
Основными направлениями коррекционно–развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются
Развитие эмоционально–личностной сферы и коррекция её недостатков
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
Формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Слайд 12. Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально– типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей и решение коррекционно–воспитательных задач.
Слайд 13. Организационно – методическое направление
Данное направление деятельности педагога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а так же оформление документации.
Слайд 14. Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми– инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение:
Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выявление образовательного запроса
Заключение договора между ДОУ и родителями (законными
представителями)
Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
Составление сетки занятий и перспективного плана для детей
обучающихся по коррекционной программе
Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его
пребывания в ДОУ
Реализация индивидуальной программы или маршрута
Проведение промежуточной диагностики и анализ
Консультирование родителей
Слайд 15. Индивидуально-образовательный маршрут
Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Слайд 16. Задачи маршрута сопровождения:
Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей)
Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
Подготовка к школьному обучению
Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Слайд 17. Комплекс факторов, влияющих на
выбор индивидуального маршрута:
Возраст ребенка
Состояние здоровья
Уровень готовности к усвоения ООП
Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам
Профессионализм специалистов образовательного учреждения
возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома
Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата.
Слайд 18. Информация для родителей:
О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
Об основных образовательных программах
О дополнительных коррекционно-развивающих программах
О содержании психолого-педагогической коррекции
О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.
Слайд 19. Методы и формы работы с детьми:
Сказкотерапия
Игротерапия
Релаксация
Песочная терапия
Психогимнастика
Арт-терапия
Слайд 20. Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с детьми с ОВЗ и детьми– инвалидами:
Приказ о зачислении ребенка.
Приказ о начале занятий с ребенком.
Договор между ДОУ и родителем (законным представителем).
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
Индивидуальная коррекционная программа для ребенка-инвалида или образовательный маршрут.
Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка.
Расписание занятий на месяц (по неделям).
Календарное планирование.
Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год.
По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.
Слайд 21.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!
Слайд 22. Спасибо за внимание!
Слайд 23.
Источник: Федорова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ [ Электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/24/prezentatsiya-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-s-ovz-v. Доступ по ссылке: 22.09.2021г]