Елена Балабанова
Эссе «Труд для себя и для других, как способ развития личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья педагога-психолога Балабановой Е. В.
«Труд для себя и для других как способ развития личности дошкольника».
Сегодня меня удивил, один случай, из одного дня жизни группы. Мне воспитательница пожаловалась, что одна мамочка возмутилась, что она старалась приучить ребёнка к убиранию после себя игрушек на место. Мама заявила, что дома ребёнок игрушки не убирает и в группе этого тоже делать не будет. Эта ситуация просто-таки, вела воспитательницу в ступор. Мама была возмущена, что ребёнка пытаются приучить к труду. Как же мама не понимала, что будущее сына, как и её старость «куётся» сейчас. Как ребёнок может начать уважать труд чужих людей, не познав, что это такое?
Публикация «Эссе „Труд для себя и для других, как способ развития личности дошкольника“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Наше поколение было воспитано на идеалах другого общества, где каждый другому друг и товарищ. И, следовательно, помощь ближнему не воспринималась, как из ряда вон выходящее. На смену нашему поколению пришло другое, которое воспитывалось в хаосе становления новой государственности. СССР распалось и на его руинах, строились новые государства, с новым менталитетом, новыми идеалами. Видимо, то поколение, что-то не дополучило, если не осознаёт, что готовность совершать позитивные поступки, закладывается здесь и сейчас, пока ребёнок мал. Именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственного воспитания: доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, к труду, установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, стремление избегать плохих поступков, умение договариваться друг с другом, взаимодействовать.
Необходимо, нам научить ребёнка, что «добрый человек находиться в мире, где есть зло.» Человек каждый день становиться в вынужденное положение, делать нравственный выбор, выработать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубостям, оскорбительным словам и действиям.
Тонкая нить между воспитанием нравственности и воспитанием трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к жизни. Труд как для себя так и для других. Воспитание трудолюбия является двигателем к способности активного познания. Ценность труда, зак
лючается в том, что :
- учит оценивать результат своего труда;
- учит опрятности, умению соблюдать порядок на рабочем месте;
- даёт элементарное понятие о правах и обязанностях гражданина России;
- даёт представление о значении активной роли человека в обществе;
- даёт первоначальные навыки коллективной работы;
- ребёнок получает необходимые навыки сотрудничества и сотворчества;
- дисциплинирует, учит проявлять дисциплинировать, последовательность, а также настойчивость в выполнении трудовых заданий;
- прививает бережное отношение к результата своего труда и труда других людей, к чужому имуществу, личным вещам;
- развивает коммуникативные умения;
- развивает стремления активно участвовать в делах группы;
- развивает умения презентовать свои достижения;
- воспитывает желание быть полезным окружающим;
- воспитывает потребность трудиться;
- развивает наблюдательность;
- развивает самостоятельность в выполнении правил и норм поведения;
- развивает организаторские способности;
- развивает инициативу;
- способствует социализации ребёнка, т. е. приобщению ребёнка к системе социальных отношений, усвоение первоначальных представлений социального характера;
- развивает интерес к различным профессиям;
- воспитывает отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей;
- воспитывает негативное отношение к нарушениям в группе порядка, а также дома, на улице;
- воспитывает умение радоваться результату коллективного труда;
- воспитывает бережное и гуманное отношение к всему живому;
- воспитывает негативное отношение к невыполнению человеком своих обязанностей;
- воспитывает умение отвечать за свои поступки;
- воспитывает уважение к людям труда.
В дошкольном учреждении развитие трудовой деятельности идё т в таких направлениях:
-самообслуживание (умение быстро одеваться, раздеваться, складывать одежду в шкаф, ухаживать за обувью и т. д.);
- хозяйственно-бытовой труд (умение поддерживать порядок в группе и на участке, протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки и убирать постель после сна, подметание дорожек, очищение снега, сервировка стола, вытирать стол после еды, подметать пол);
- труд в природе (сгребание снега к стволам деревьев и кустарникам, полив цветов, посев семян, высадка рассады, прополка и окучивание растений, сбор семян, уборка овощей с огорода, кормление птиц);
- ручной труд (работа с бумагой, картоном, работа с тканью, природным материалом).
Личность ребёнка развивается в среде, которая его окружает, это: семья, детский сад, а также люди, которые его окружают. Есть и посредники — общества-это телевидение, книги, компьютер. Это воспитание проходит как правило стихийно. Воспитание же педагога –это процесс целенаправленный, в зависимости от поставленных задач. Принятие ребёнком конкретных ценностей, как труд свой и других людей, обеспечивается через: осмысленнее ценностей и практические действия.
Осмысленнее включает в себя знакомство с правилами. Ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка, осмысливая её пытается использовать в своей речи, словах. На следующем этапе развития дошкольник выполняет действия, направленное ценностью – это конкретная ситуация, которая требует выбора «осуществления поступка, но уже с учётом известных ребёнку правил поведения (ценностей). В такие моменты, ценность труда принимается внутренним миром ребёнка. После чего использует ценность не только на словах, но и на деле.
Поэтому, система воспитательных воздействий включает в себя :
1) Моделирование ситуации, требующие выбора, когда выполнение правила идёт в разрез с собственными интересами или противоречит обстоятельствам.
2) Рефлексия с детьми ситуации-обсуждать и осмысливать действия после их завершения.
3) Собственно, участие в трудовой деятельности. Это может быть и групповая работа по уходу за растениями на огороде в детском саду и коллективная поделка и прочее.
Групповая работа- это получение опыта оказания взаимопомощи и поддержки, опыт разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных ролях. Совместная работа сближает коллектив, но в свою очередь требует умения взаимодействовать и поддерживать своего товарища. Во взрослой жизни человеку имеющему богатый
опыт совместной жизни легче будет взаимодействовать, он будет положительно ориентирован на участие в совместной деятельности.
Таким образом, приобщение детей к трудовой деятельности в дошкольном детстве, имеет большое значение для развития личности ребёнка. И возможно, в эту минуту решается, будет ли вам, кому поднести стакан воды в старости.