Вера Фёдорова
Проект «Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Анализ внешней ситуации.
Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение:
эксперимент — это «1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо».
Публикация «Проект „Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, но и как поиск самостоятельно приобретенных знаний или под руководством взрослых. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего.
М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Таким образом, видно, что такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отстранено» особенностями концепции образования.
Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что экспериментирование выполняет неотъемлемую часть в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью.
Главное преимущество метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о многогранностях изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному мировосприятию. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Использование этого метода обучения пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
По мнению Н. Н. Поддъякова, «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Таблица № 1. Анализ внешней среды.
Положительные факторы
1. Потребность в системе дошкольного образования.
2. Наличие и функционирование образовательных учреждений.
3. Законодательная база деятельности образовательных учреждений.
4. Наличие образовательных программ.
5. Наличие национального проекта «Образование».
6. Повышение интереса со стороны государства к системе дошкольного образования.
7. Демократизация и инновационная направленность образовательного процесса.
8. Потребность общества в высококвалифицированных и творчески устремленных кадрах.
Отрицательные факторы
1. Мировой экономический кризис.
2. Недостаточное количество дошкольных учреждений в государстве.
3. Недостаточное финансирование системы дошкольного образования.
4. Большое количество населения проживает за чертой бедности.
Полезные последствия положительных факторов
1. Возможность и законность деятельности.
2. Самостоятельность в выборе образовательных программ, способов и методов обучения.
3. Поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной педагогической системы, реализующей базисное содержание дошкольного образования.
Угрозы и ограничения
1. Отсутствие возможности части детей посещать дошкольные образовательные учреждения.
2. Финансовые затруднения при организации образовательного процесса.
Таблица №2 Обзор методической литературы
1. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2005. В пособии дано теоретическое обоснование программы, прослеживается возрастная динамика формирования представлений о человеке у детей первых семи лет жизни, приведены конспекты занятий по ознакомлению с человеком, основанные на наблюдениях, экспериментах и самостоятельной деятельности детей.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации
/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004. В пособии представлены практические материалы по экспериментальной деятельности дошкольников, основанные на опыте работы авторов: система методической работы, диагностика уровня детей по экспериментированию, советы психолога, конспекты занятий.
3. Е. В. Марудова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.
В книге представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также перспективное планирование работы и описания опытов.
4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры
Составитель: Наталия Нищева. - Детство-Пресс
В сборнике представлено описание экспериментов, опытов, игр в разных возрастных группах ДОУ. Картотеки опытов, экспериментов и игр помогут правильно организовать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников и стимулировать их поисковую активность.
Анализ внутренней ситуации.
Наблюдая за детьми младшего возраста, я убедилась, что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны и не отчетливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Мною была проведена диагностика на выявление уровня исследовательского обучения детей. В основу диагностики были положены исследования М. В. Кларина о трёх уровнях исследовательского обучения:
- на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
- на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребенок ищет самостоятельно;
- на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, ровно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
И в процессе наблюдения за детьми во время занятий, самостоятельной деятельности я выяснила, что только 22 % детей проявляют любознательность, заинтересованность и могут упорно работать при незначительном влиянии со стороны взрослых, 50% детей включаются в работу только при поддержке взрослого, 28% детей быстро теряют интерес к предложениям педагога и находят для себя какое-нибудь относительно «примитивное» занятие. Таким образом, возникла необходимость создания методов и приёмов, которые способствовали бы привлечению детей к деятельному познанию окружающего мира, развитию исследовательских способностей.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Исследовательское обучение – обучение, при котором ребёнок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.
Исходя, из данных диагностического исследования я пришла к выводу, что большинство детей находится на первом уровне исследовательского обучения. Следовательно, начинать работу необходимо с формирования умения детей самостоятельно находить возможные методы решения
проблемы, для этого необходимо использовать организованное обучение,
совместную деятельность воспитателя и ребенка, самостоятельную деятельность детей.
Таблица № 3 . Анализ достижений.
Сильные стороны
1. Педагог обладает научно-теоретическими знаниями, методами и приемами опытно –экспериментальной деятельности дошкольников.
2. Наличие и оснащение детской лаборатории.
3. Поддержка со стороны родителей.
Возможности
1. Комфортная атмосфера для развития познавательной активности у дошкольников.
2. Поддержка инновационной деятельности.
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Что делать?
1. Изучить передовой педагогический опыт, передовые технологии, методики по данному вопросу.
2. Разработать проект.
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс.
4. Использовать в работе ИКТ.
Слабые стороны
1. Недостаточное финансирование детских садов.
2. Недостаточное использование педагогом инновационных технологий.
Угрозы
1. Финансовые затруднения при организации образовательного процесса.
2. Изучение педагогом новых, инновационных технологий, самообразование педагога.
Что делать?
1. Пройти обучение на курсах повышения квалификации.
2. Самообразование по вопросу опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Повысить компетентность родителей.
Проблема проекта: Какова система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о простейших взаимосвязях в природе, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы, развитию познавательной активности, наблюдательности и любознательности.
Цель проекта: Создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять экологический центр: инструментами для экспериментирования, бросовыми и природными материалами.
Задачи проекта:
- формировать у детей мышление, фантазию, воображение,
- развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт,
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать,
-воспитывать умение видеть красоту окружающего мира,
- привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
- дети проявляют интерес к явлениям неживой природы;
- дети овладевают определенными знаниями о свойствах воды, снега и льда;
- проявляют интерес к опытно-исследовательской деятельности;
- дети проявляют наблюдательность и любознательность;
- умеют анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
11. Концептуализация и пути реализации.
Концептуальная основа: формирование успешности каждого ребенка, способности осознать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего “я” с другими людьми, свободно выражать свое “я”.
Учить детей постепенно приобретать умение определять наиболее значимые для себя сферы жизнедеятельности и реализовать их во взаимодействии с другими людьми, рассматривать несколько вариантов действия, и выбирать оптимальный вариант. В движении от неосознанности к осознанности. Учить детей строить образ “я” на основе видов деятельности, через которые выделять себя из окружающего мира.
В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Стремясь создать условия для исследовательской активности детей, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Я испытывала затруднения при проектировании занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.
Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который систематически пополняется и обновляется.
Таблица № 4. Перспективное планирование работы по экспериментированию.
Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь Изучение закона об образовании. Изучение нового СанПина.
Приобретение и изучение литературы по данной теме.
Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования.
Составление планов проведения опытов и экспериментов
в младшей группе. Разработка конспектов занятий,
разработка плана по работе с семьёй.
Октябрь «Красящие вещества фруктов».
«Где прячутся детки?»
«Красящие вещества ягод».
«Как листики летают по ветру».
Познакомить детей с тем, что во всех фруктах и ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.
Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.
Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; Научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме, находить дерево, с которого упал лист.
Ноябрь «Узнаем, какая вода».
«У воды нет вкуса и запаха».
«Песок и глина. Сыпучесть».
«Песок и глина. Рыхлость».
Выявить свойство воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, водо имеет вес.
Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – сыпучесть и рыхлость.
Декабрь «Что в коробке?»
«Горячо – тепло».
Бумага: её качества и свойства».
«Дерево: его качества и свойства».
Познакомить детей со значением света, с источником света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Научить детей определять температурные качества веществ и предметов.
Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги и изготовленные из древесины. Научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина) и свойства (мнется, рвется, режется, горит) и качества древесины (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Январь «Изготовление Цветных льдинок».
«Украсим елочку».
«Легкий – тяжелый».
«Горячо – холодно». Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Научить детей определять температурные качества предметов и веществ.
Февраль «Наши помощники».
«Ткань: её качества и свойства».
«Нарисуем свой портрет». Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности). Учить детей беречь органы чувств.
Научить детей узнавать вещи из качества, определять её качества (толщину, структуру поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей.
Март «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей».
«Игры с воздушными шариками и соломкой».
«Что звучит?»
«Музыка или шум?»
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.
Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Научить детей определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки.
Апрель «Солнечные зайчики».
«Игры с цветными стеклышками».
«Подуй на свечу».
«Что горит?» Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».
Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.
Показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха.
Уточнить знания детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо.
Май «Как очаровать червя?»
«Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды».
«Проращивание семян в блюдце с водой и без воды». Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут свою кожу от высыхания, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.
Выделить фактор внешней среды – воду – как существенную для роста и развития лука и семян.
Таблица №5. Работа с родителями.
№ п/п
Форма проведения
Содержание работы
Сроки
1. Анкетирование родителей
Сентябрь
2. Консультация для родителей
«Играя, познаем»
Октябрь
3. Памятка для родителей
Фотовыставка
«Экспериментирование с водой»
“Экспериментируем с водой дома”
Ноябрь
4. Консультации для воспитателей.
«Организация экспериментальной
деятельности младших дошкольников».
Декабрь
5. Родительское собрание в младшей группе
«Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира».
Январь
6. Памятка для родителей.
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
Февраль
7. Консультация для родителей Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Март
8. Открытое занятие
Презентация по теме: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
«Детское экспериментирование —путь к познанию окружающего мира» (младшая группа).
Апрель
9. Консультация для родителей
Семинар-практикум для родителей по экспериментированию:
"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка".
«Не бойтесь быть Плюшкиным».
Май
Таблица №6. Работа с педагогами. № п/п
Форма проведения
Содержание работы
Сроки
1. Консультации для воспитателей.
«Организация экспериментальной деятельности младших
дошкольников»
Декабрь
2. Открытое занятие «Королева цветов и чудо-вода»
Март
3. Презентация для воспитателей «Детское экспериментирование - как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками»
Май
111. Мониторинг.
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. Из наблюдений за детьми видно, какая динамика выявлена в опытно–экспериментальной деятельности дошкольников. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
• у детей накопилась определенная сумма знаний;
• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие взаимоотношения;
• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Заключение.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. В ходе реализации своего проекта «Детское экспериментирование — как метод ознакомления дошкольников с окружающим миром» (младшая группа) я заметила, как малыши с интересом познают окружающий мир, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Я пришла к заключению, что именно систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Список использованной литературы:
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - С. 8-9.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :
3. Е. В. Марудова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.
4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Составитель: Н. Нищева. - Детство-Пресс
5. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007
6. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2013