Чугунекова Наталья
Экспериментально-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая деятельность в экспериментально-исследовательском развитии детей дошкольного возраста
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, постоянное стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Моя задача как педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать!
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего дошкольного учреждения.
Хочу поделиться опытом своей работы по организации опытно-исследовательской деятельности. Почему мы выбрали эту тему? Мы считаем, что, во-первых, исследовательской деятельности дошкольников уделяется недостаточно внимания, а мне бы хотелось глубже вникнуть в её суть; во-вторых, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.
В своей работе основываюсь на высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний». И именно к старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – это опыты. Они проводятся в ходе непосредственно образовательной деятельности, в процессе совместной с воспитателем деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности. Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
Для организации совместной деятельности в группе мы оборудовали мини-лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы. Наличие лаборатории дает большие возможности, это: работать небольшими группами, использовать материалы, которые невозможно использовать при большом количестве детей, не ограничивать ребенка в деятельности.
В процессе совместной деятельности дети учатся наблюдать, фиксировать свои действия и результаты опытов. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат опыта. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект в процессе экспериментальной деятельности, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды. Основным требованием, предъявляемым к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяет характер их действий.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, притягивает к себе не только дошкольников, но и их родителей. Ведь ребенок и дома продолжает быть исследователем, а родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям нами был подобран практический материал, при помощи которого родители смогли самостоятельно дома вместе с детьми экспериментировать и проводить опыты.
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе дома выращивали кристаллы, надували шары при помощи соды. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
Таким образом, созданная нами система по организации опытно-экспериментальной работы с дошкольниками, позволила выйти на следующие результаты:
- в группе создана и систематизирована соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;
- воспитанники самостоятельно добывают информацию об изучаемых объектах или явлениях;
-увеличилась заинтересованность воспитателей в овладении инновациями по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками;
- популяризована опытно - экспериментальная деятельность среди семей воспитанников.
Это и определило выбор основного направления в моей работе: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.»
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).
С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.
Учитывая практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи.
- «Чему же все это учит?»
Вместе с детьми ставить перед собой задачу - «Что я хочу узнать?».
Находить ее возможные решения: - «Как я это делаю?».
Делать правильный вывод - «Что получилось?».
В работе с детьми по экспериментирования мною используется следующая методическая литература, которая представлена на данном слайде.
Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни.
Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. Я использую наблюдения - как форму экспериментальной деятельности, для удовлетворения любознательности детей.
В экспериментировании игра часто перерастает в реальное творчество.
Основная форма детского экспериментирования,- это опыты. Их я провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.
А у нас в саду дела - эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
• растопим снег и лёд, то смешаем краски.
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!
Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Детям намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях, педсоветах и семинарах.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цели экспериментирования - это :
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Структура детского экспериментирования :
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.
Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему.
Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть.
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает?», «Что быстрее утонет?»).
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир в игре:
• игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;
• в эксперименте объект преобразовывается;
• некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;
• деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.
Методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельностью :
проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);
игры – экспериментирования;
метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
На практике я всё больше убеждаюсь, что ознакомление дошкольников с материалами предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. д., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Механизмом оценки получаемых результатов является эмоционально-положительное состояние ребёнка при организации организованной деятельности. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».