Наталия Баранова
Саморазвитие «Познавательно — исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Саморазвитие педагогических компетенций педагога дошкольного учреждения как фактор повышения качества образования»
«Познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Саморазвитие „Познавательно — исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по теме самообразования: «Познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Именно по этому мной была выбрана эта тема по самообразованию на 2016-2017 учебный год.
Целью моей работы было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Перед собой я ставила следующие задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми старшей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей.
С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи». Уголок представляет собой три полки, на которых расположен материал для проведения опытов и экспериментов. Материалы и оборудование нашего уголка: коробочки и баночки с природным материалом –, шишками от разных деревьев (ели, сосны, лиственницы, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Также в уголке есть открытки с изображением экзотических растений и пресмыкающихся и земноводных. Бутылки, стаканы разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, деревянные и металлические палочки, магниты, водяные мельницы, мыльные пузыри, трубочки для коктейля, губки разных размеров – всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года.
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.