Сергеева Ирина
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период
Составитель:
Сергеева Ирина Юрьевна,
воспитатель МБДОУ «Сусловский детский сад комбинированного вида «Ёлочка», с. Суслово
]Содержание
Введение…. 3
Задачи…. 5
Направления поисково-познавательной деятельности …. 6
1. Функции познавательно–исследовательской деятельности … 7
Виды познавательно-исследовательской деятельности …. 8
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Старшая группа
- Темочки
2. Технология познавательно-исследовательской деятельности …. 8
3. Структура поисковой деятельности:…. 9
4. Этапы …. … 9
5. Формы работы …. 9
6. Методы и приемы… 10
7. Требования к подбору материала: … 11
8. Соблюдение гигиенических условий:…. 12
9. Правила безопасности …. 12
Объекты исследования…. 13
Знакомство с шишкой… 14
План работы по теме «Шишки»… 18
Заключение…19
Список литературы… 20
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство познания мира
(методические рекомендации)
Актуальность темы
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий. Во – первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения. Во – вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода. Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. А ведь очень важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными. Использование этого метода пропагандировали также классики педагогики, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие.
По мнению Н. Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
В старшем дошкольном возрасте процесс познания основывается на желании изучать и исследовать окружающий мир. Любознательность воспитанников ДОУ расширяется, дети нуждаются в пополнении запаса знаний, они пытаются составить собственное мнение о мире, который их окружает. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе позволяет воспитанникам ДОУ: устанавливать причинно-следственные связи; формировать единую картину из разрозненных фактов; ориентироваться во времени и пространстве.
Федеральные стандарты образования выдвигают высокие требования к развивающим, образовательным и воспитательным задачам в ДОУ. Их решение позволит сформировать самостоятельность, инициативность и познавательную активность. Развитие дошкольника во многом определяется его стремлением к самостоятельному изучению и развитию. Важно, чтобы ребенок естественным путем получал информацию о людях, окружающем мире, объектах природы, законах общества.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий, в их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Поисково-познавательная деятельность детей 5 – 7 лет предполагает решение следующих задач:
формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
увеличивать количество знаний об окружающей среде.
обучить детей рационально распределять время, составлять план действий, уметь сделать вывод.
научить детей пользоваться приборами для экспериментов. Правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать культуру речи.
создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований.
развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Данные рекомендации направленны на организацию
познавательно-исследовательской деятельности детей в летний период.
Организовывать работу следует по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых включает несколько тем:
1) живая природа – характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. ;
2) неживая природа – воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др. ;
3) человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых предметах или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся глина, песок, почва, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязях этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Интересный дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связанны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Для развития экспериментально-игровой деятельности в летний период необходимо рядом с песочницами расположить емкости для воды, которую ребята используют в своих опытах. Для поисковой деятельности следует приготовить лупы разного увеличения, оргстекло или его заменители.
Желательно иметь на площадке стационарные накопители для природного и бросового материалов, с которыми можно экспериментировать, играть, применять их в творческо-художественной деятельности.
Функции познавательно–исследовательской деятельности Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка. Развитие любознательности у дошкольников (познавательной инициативы). Усвоение дошкольником пространственных, классификационных, временных отношений. Переход от систематизации полученной информации на уровень практической деятельности. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения бесед.
Виды познавательно-исследовательской деятельности
Можно выделить два вида такого рода деятельности: Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство, потребность в познании. Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес. Источники организации исследовательской деятельности К таким источникам можно отнести: События, происходящие в настоящее время: общественные или явления природы. Воспитатель может сам заинтересовать детей каким-либо предметом, задавая наводящие вопросы. Вымышленные события из художественного произведения, которое воспитатель читал детям. Исследование может коснуться предметов, которые приносят дети в группу и, особенно, заинтересовали сверстников. Можно организовать наблюдение за живыми организмами, и экспериментировать с неживыми
Технология познавательно-исследовательской деятельности заключается в выборе разных занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей. Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство. Им могут быть предложены такие формы познавательно исследовательской деятельности: Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-следственные связи и отношения. Классифицирование предметов, например, к такому виду деятельности относится коллекционирование – дети осваивают родовидовые отношения. Путешествие по миру при помощи карты – ребята осваивают понятие пространства и соотношение разных миров, стран. Путешествие во времени – дети представляют себя путешественниками, рассматривая разные исторические события. И так из прошлого в настоящее.
Структура поисковой деятельности:
выявление противоречий, проблем, на их основе постановка цели;
высказывание предположений и обсуждение способа их проверки;
подбор материалов для опытов;
постановка опыта (с использованием заранее составленных педагогом алгоритмов, схем, планов);
пополнение знаний;
наблюдение результата;
обсуждение результата и вывод.
В проведении экспериментально-исследовательской работы можно выделить следующие этапы:
определение и постановка проблемы (выбор темы для исследования);
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материалов (непосредственное проведение исследования);
обобщение полученных данных;
вывод.
Чтобы заинтересовать детей, в экспериментирование необходимо включать различные формы работы :
экскурсии;
прогулки;
путешествия;
трудовую деятельность;
наблюдения;
проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.
Наиболее эффективными методами и приемами организации
экспериментально-исследовательской деятельности являются:
эвристические беседы;
постановку и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей, в частности, об изменениях в неживой природе);
опыты;
фиксацию результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
деятельности (проводится педагогом совместно с детьми);
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
использование загадок, поговорок, стихов и т. д. ;
подражание голосам и звукам природы;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
Требования к подбору материала:
доступность;
безопасность в использовании;
разнообразие (природный, бросовый);
краеведческий характер (материал нашей местности);
экологичность (сбор материала не наносит вреда окружающей среде);
привлекательность для детей.
Природный материал:
камни разного размера, формы, цвета;
шишки; кора деревьев, мох;
прутики, палочки; семена, косточки;
перья;
песок разного вида;
спилы различных пород дерева;
опилки; щебенка.
Бросовый материал:
упаковки (типа киндер-сюрприза и др.);
пластмассовые флакончики, стаканчики;
пластиковые сосуды разного диаметра;
различные ситечки;
формочки для печатания; обрезки шлангов, шпагата;
пенопласт; цветная проволока и т. п.
Соблюдение гигиенических условий:
каждое утро песок обрабатывается горячей водой, хорошо перелопачивается;
на ночь контейнеры закрываются крышкой;
песочницы располагаются на открытом месте в условиях достаточной инсоляции;
имеются затенения для детей;
используется легко моющийся материал;
обязательна емкость с водой для мытья рук.
Для организации поисковой деятельности детей необходимо, чтобы они обладали определенным уровнем знаний, накопленных ранее.
Правила безопасности для детей при экспериментировании Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Эти правила выглядят так:
Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
Начинать опыт только с разрешения.
Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
Материалы сыпучие брать только ложкой.
При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.
Объекты исследования
Вода:
«Мир на дне лужи»
«Ходит капелька по кругу»
«Веселые кораблики»
«Ловкие пальчики»
«Волшебная вода»
«Цветные капельки»
«Очистим воду»
«Брызгалки»
«Фонтанчики»
«Вода – зеркало»
«Линза – капелька»
«Нетонущая иголка»
«Мыльные пузыри»
«Дрессированные спички»
«Как растворить мыло в воде»
«Разноцветные дорожки»
Ветер - воздух
«Ветер-невидимка»
«Ветер, ветер, ты могуч»
«Воздух занимает место»
«Тесная бутылочка»
«Перекати-поле»
«Откуда дует ветер»
«Вот труба, над нею дым»
Песок. Глина. Камни.
«Из чего построен дом»
«Кто в домике живет»
«Почему падает дерево»
«Живые камни»
«Лепим колобки»
«Узоры из песка»
«Состав почвы»
«Какие бывают камни»
«Что такое горы»
«Почему разрушаются горы»
«Что произойдет, если вода попадет в трещинку камня»
Человек
«Наши помощники» (органы чувств);
«Носарий»;
«Умный нос»;
«Язычок-помощник»;
«Сколько ушей?»;
«Большой – маленький» (зрачок);
«Если не видишь»;
Живая природа
«Почему зерно сеют в землю»
«Где спрятано семечко»
«Как растения очищают воздух»
«Сухие – сочные плоды»
«Зависимость растений от солнечного света»
«Почему черви во время дождя выползают на поверхность земли»
«Растение теряет влагу»
«Живые часики»
«Где быстрее появляются всходы (на свету, в тени)
«Влияние удобрений на развитие и рост растений»
«Как расселяются растения»
«Где больше цветов – на краю поляны или в середине?»
«Кто живет в траве»
«Разноцветная экологическая тропа»
«Сколько оттенков зеленого цвета?»
«Сколько цветков посетит пчелка за одну минуту?»
«Сколько хвойных растений на экологической тропе?»
«Найди спящие цветы (бутоны)»
«Как растения дружат с ветром»
«Посчитай деревья, не сходя с места»
«Найди кустарник, на нем плоды»
«Найди листок, который упал давно…вчера…сегодня»
«Почему у бабочки крылья сверху ярко окрашены, а снизу тускло?»
Явления неживой природы
«Куда плывут облака»
«Размер дождевой капли»
«Компас, куда он приведет»
«Догони тень»
«Удивительная смола»
«Радуга-дуга»
«Гром и молния»
«Там, за туманами…»
«Солнечные зайчики»
«Таинственные картинки»
«Пусть всегда будет солнце»
«Измерение тени взрослого и ребенка»
«Солнечные зайчики в тени и на свету»
Наблюдение за высотой стояния солнца, длинной тени (солнечные часы)
В качестве примера одного из направлений исследовательской деятельности детей можно порекомендовать – знакомство с шишкой как органом размножения хвойных деревьев. Почему? Да потому, что мы – сибиряки, а Сибирь, как известно, - страна чудес. И одно из её чудес - тайга. Дремучий лес без конца и края, непроходимые болота. Деревья в тайге высокие – пихты ели, сосны, лиственницы. Как же вырастают такие богатыри? Где прячутся их семена?
Шишки – вот орган размножения хвойных растений, своеобразное хранилище семян. Они разнообразны по форме, плотности при общей структуре – стержень, чешуя, в пазухах которой находятся семена. В Сибири всего несколько родов хвойных деревьев: сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, сибирский кедр.
Воспитанники с интересом приступают к обследованию шишек и семян хвойных растений. Дети учатся различать шишки по внешнему виду, отличать их своеобразие и красоту. Учатся определять, кто кормится шишками, (например, белка отгрызает чешуйки и оставляет стержень, а дятел расщепляет чешуйки, не отрывая их от стержня).
В ходе исследовательской деятельности дети получают только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов, так как мы основываемся на естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Исключительно большая роль в проведении такой работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данного направления. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемой теме.
План работы по теме «Шишки»:
1 Беседы: «О хвойных деревьях», «Необыкновенные шишки», «Когда созревают шишки», «Как животные помогают хвойным деревьям»
2 Познавательные сообщения: «Какой бывает лес», «Шишки», «Кого накормила сосна?»
3 Экспериментально-поисковая деятельность: «Где прячутся детки?», «У кого какие детки?», «Сравнение шишек ели, сосны и кедра», «Обследование семян ели и сосны», «Как летают семена ели», «Как устроены крылатки?», «Мокрые и сухие шишки», «Сравнение шишек ели и лиственницы», «Сравнение шишек кедра, выросшего на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке», «Где кедр прячет масло?»
4 Продуктивная деятельность: конструирование с использованием шишек разных деревьев, кедровых орешков, их скорлупы и чешуек
5 Игровая деятельность: «Чьи детки?», «Разложи по размеру», «Игра с шишками»
6 Комплекс гимнастики после сна «Путешествие сосновой шишки»
7 Досуг «Шишки»
Заключение
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно - исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.
Идет формирование начальных ключевых компетентностей. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Лето – это наиболее благоприятный период для развития познавательно-исследовательской деятельности, когда практически можно показать ребенку, что любой предмет, даже простая шишка может оказаться проводником в увлекательном путешествии.
Список литературы
1. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Дыбина О. В., Рахманова Н. П - Изд-во Сфера, 2002
2. Под парусом Лето плывет по Земле. Организация работы тематических площадок в летний период [Текст]/ Пенькова Л. А - Изд-во Линка-Пресс, 2006
Статьи из журналов
«Обруч»:
3-2007г., стр. 16; стр. 18;
5- 2007 г., стр. 24;
2- 2008 г., стр. 28;
1-2005 г., стр. 27;
2-2001 г., стр. 35;
5-2001 г., стр 38.