Светлана Абанина
Экспериментально-исследовательская деятельность с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетное направление в своей работе с дошкольниками считаю экспериментально-исследовательскую деятельность. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Дошколята узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе различных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В моей группе создан уголок для экспериментирования «Почемучка». В этом уголке имеются различные коллекции, материалы необходимые для проведения элементарных опытов. Дети в свободной деятельности с удовольствием рассматривают экспонаты, содержащиеся в уголке, и действуют с ними.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность с дошкольниками» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Задачи с малышами:
Учить определять материал, из которого сделаны предметы
Формировать представления о воде, необходимости е для жизни растений и животных
Способствовать развитию представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага)
Учить детей ориентироваться в разнообразии предметов и явлений: свет, вода, воздух, цвета
Старшие
Формировать у детей конкретные представления о объектах живой и неживой природы, о человеке, как живого существа
Формировать представления о воде, как необходимости для жизни растений, животных, людей
Создавать условия для овладения новой информации с активизацией всех органов чувств
В своей работе стараюсь использовать разные форме экспериментально- исследовательской деятельности : наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы
Принципы построения работы с детьми по экспериментированию : Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей
У детей сформированы умения и навыки приобретать знания об окружающем мире Имеют представления о физических свойствах окружающего мира Проявляют познавательную активность и ищут причинно – следственные связи Совершают элементарные поисковые действия: видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы Сформированы умения самостоятельно проводить экспериментально-поисковую деятельность Имеют представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей Радуются собственным открытиям, интересуются неизвестным, стремятся к самостоятельности