Светлана Романова
Экспериментально-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках календарно-тематического планирования
▼ Скачать + Заказать документы
Светлана Леонидовна Романова
Воспитатель комбинированной группы «Радуга» (старший дошкольный возраст)
МБДОУ № 21 «Детский сад «Звездочка» комбинированного вида»
г. Минусинск Красноярского края
Используя в своей деятельности инновационные технологии, зачастую непонятно, как данную технологию «вписать» в традиционный образовательный процесс, который основывается на нормах законодательных актов, СанПин, и воспитатель, как административная единица, и как участник образовательно-воспитательного процесса, должен и обязан соблюдать данные нормы. Я хочу поделиться опытом согласования, применения и «вписывания» такой деятельности как экспериментально-исследовательская в календарно-тематическое планирование, акцентировав внимание на логических связках между темой недели и конкретными опытами, исследованиями, экспериментами. Надо дополнительно обратить внимание на то, что воспитателю необходимо соблюдать следующие условия для успешной деятельности в данном направлении:
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках календарно-тематического планирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Системность и последовательность в деятельности.
4. Знание и разнообразие материала (опыты с водой, воздухом, бумагой, магнитами, опыты по валеологии, исследовательская деятельность).
5. Применение метода вопросов: не давать детям готового решения, а с помощью наводящих вопросов моделировать образовательную ситуацию.
Основной целью экспериментально - исследовательской деятельности является формирование познавательного интереса у детей. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
Можно выделить следующие основные задачи экспериментально-исследовательской деятельности:
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений;
-учить способам исследования окружающего мира на примере экспериментально-исследовательской деятельности ;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к своему здоровью.
1. Тема недели «Осень. Осенняя ярмарка»
(сентябрь)
опыт «Листья в воде» (опыт с водой- защитная пленка)
Логическая связка:
Начинается осень, какие сезонные изменения наступят в природе? Почему, когда листья падают в лужи, они не тонут?
2. Тема недели «Как хлеб на стол пришел»
(октябрь)
исследовательская деятельность «Хлеб ржаной- отец родной» (сравнение белого и ржаного хлеба: вкус, цвет, зерно, полезность)
Логическая связка:Почему в поговорке хлеб ржаной называют отцом родным? Чем отличается от белого хлеба? Из чего делают ржаной хлеб?
3. Тема недели «Моя планета» (ноябрь)
серия опытов с водой «Свойства и взаимодействие воды с другими предметами» (опыты с водой)
Логическая связка: Глобус-модель нашей планеты. Почему голубого цвета на нем больше всего? Почему вода так важна для всего живого?
Какие у нее свойства?
4. Тема недели «Животные севера и жарких стран»
(ноябрь)
опыт «Путешествие Мамонтенка» (опыты с водой: состояния воды)
Логическая связка:Просмотр мультфильма «Мама для Мамонтенка». На чем добрался Мамонтенок до мамы? Что такое лед?
5. Тема недели «Мастерская Деда Мороза» (декабрь)
серия опытов «Волшебный лед» (опыты с водой: состояние воды, свойство воды-окрашивание)
Логическая связка:В Новый год происходят чудеса. Как нам украсить наш участок с помощью того, что у нас есть,а Дед Мороз нам в этом поможем?
6. Тема недели «Профессии взрослых. Трудовые действия»
(январь)
опыт «Почему летают самолеты (серия опытов с воздухом)
Логическая связка:Профессия летчик. Что делает летчик/пилот? Почему самолеты летают?
7. Тема недели «Орудия труда. Инструменты. (февраль)
опыт «Что нужно ученику»
серия опытов с бумагой
Логическая связка:В каждой профессии есть свои помощники- это инструменты. А какие инструменты нужны ученику? Тетрадка нужна? Как надо обращаться с бумагой, почему?
8. Тема недели «Домашние птицы»
(февраль)
опыт «Яйцо в воде» (опыты с водой: яйцо в соленой воде не тонет, а в несоленой тонет)
Логическая связка:Чем полезны для человека домашние птицы? Моем ли мы яйца домашних птиц перед приготовлением в пищу? Посмотрите, что произойдет, если мы поместим яйцо в соленую и несоленую воду?
9. Тема недели «Круглый год. Четыре художника»
(март)
опыт «Подснежник» (опыты с водой и бумагой)
Логическая связка:Сезонные изменения. Что происходит в марте со снегом? Какие цветы появляются первыми? Как их называют. Посмотрите, как распускается подснежник, почему же в воде наш цветок распустился? Кто как думает?
10. Тема недели «Космос» (апрель)
исследовательская деятельность «Что защищает наше тело» (исследование кожи, рассматривание строения кожи)
опыт «Защитная пленка воды» (опыт с водой)
опыт «Что защищает человечка в банке» (опыт с воздухом и водой)
исследовательская деятельность и серия опытов с магнитами «Как летает ракета»
Логическая связка:Почему космонавт выходит в открытый космос в скафандре? Почему мы на нашей планете ходим без скафандров? Что защищает наше тело, наш организм?
А еще есть защита не только у человека, но и у воды.
Мы можем посмотреть как защищает космический корабль/ракета человека на примере человечка в банке (воздух держит воду)
Из чего сделана ракета? Можем мы сделать модель ракеты? А как нам сделать двигатель? Посмотрите в экспериментальном уголке, может что-то подойдет?
11. Тема недели «Здравствуй, лето!» (май)
исследовательская деятельность «Камни. Глина. Песок.» (на участке)
Логическая связка:На пороге лето, из чего же можно летом строить дома, замки? А песок прочный? А какой материал прочнее песка? Что подходит для строительства?
12. Развлечение «День мыльных пузырей» (июнь)
опыт «Пузыри в воздухе и пузыри в воде» (опыты с водой и воздухом)
Логическая связка:Какие у вас, ребята, красивые мыльные пузыри! А знаете, что в нутрии пузырей? А как вы считаете, могут быть другие пузыри? Проверим? Почему пузыри образуются в воде?
13.Благоустройство участка: совместная деятельность с родителями (июнь)
Исследовательская деятельность на участке группы «Уголок тайги» (сравнение таежных и клумбовых растений)
Логическая связка:Почему цветы на участке надо поливать, а таежные растения никто не поливает, и они растут, цветут, дают семена?