Ирина Иванова
Экспериментально-исследовательская деятельность. Опыты с водой
▼ Скачать + Заказать документы
НОД открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Вода»
ЦЕЛЬ: - вспомнить свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха
- познакомить со свойствами – текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое
- учить детей простейшей исследовательской деятельности, формировать умение самостоятельно делать выводы, расширять знание детей о воде в природе.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность, Опыты с водой» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 2 демонстративных столика, чайник с водой, льдинки, поднос на котором лежат колбочки разных форм; соль, сахар, лимонная кислота, соломки для питья- по количеству детей, банка с водой, пипетка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят на стульчиках поставленных полукругом. Входит воспитатель одетый в костюм «Повелительницы времён года».
В-ль- Ребята сегодня у нас с вами не обычное занятие, и наряд мой не совсем обычен. Посмотрите на меня и скажите, почему я сегодня так одета? (дети высказывают предположения) .
В-ль – Сейчас мы поиграем в интересную игру (д\и «Времена года»). Я буду показывать картинки с изображением времён года, а вы должны назвать время года и его признаки, т. е. те изменения в природе, которое происходит именно в это время года. Молодцы!
В-ль – А теперь рассмотрите мой наряд и попробуйте отгадать, кто же я (дети отвечают, обобщаю их ответы). Молодцы, вы многое рассмотрели, и венок из жёлтых и красных листьев, который я взяла у осени, цветастую юбку- у летней полянки, белую с пушистым воротником блузку, мне подарила зима, а подснежники- из весеннего леса.
Сегодня я – ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА ВРЕМЁН ГОДА.
В-ль – Зимой я ветры злые холодные нагоняю, снегом землю укрываю, животных спать укладываю.
-Весной я раскрываю почки на деревьях и кустарниках. Ветры тёплые от сна пробуждаю, всех солнцем согреваю.
-Летом тучки собираю, дождём землю поливаю, воду в реках согреваю.
-Осенью готовлю всё живое к долгой и длинной зиме, птиц в тёплые края отправляю, сковываю льдом реки и озёра
-Вот видите, мы встречались с вами каждый день, просто вы меня не замечали! Я очень устала и хочу немножко отдохнуть. Поиграть с вами в разные игры. А в какие игры, и с чем вы любите играть (дети перечисляют любимые игры) .
-Какие молодцы сколько игр знаете, вы потом меня научите? А я вас научу играть в мои любимые игры! А люблю я играть с водой.
ОПЫТ
(подхожу к демонстрационному столику и приглашаю всех ребят подойти и сложить ладошки лодочкой)
В-ль- Сейчас мы с вами попробуем удержать воду (наливаю в ладошки воду из чайника, как бы дети не старались удержать её, через какое-то время вода просачивается). Воду трудно удержать, она стремиться убежать. Ребята! Вы наверное, знаете, как можно удержать воду? (заморозить) .
Подзываю к себе 5-6 детей и на ладошки им выкладываю льдинки, приговаривая:- «Превратилась в лёд вода, не стремиться никуда «.
В-ль- Ребята значит вода бывает в разных состояниях! Назовите (в жидком, в твёрдом)
В-ль- Вода таит в себе много загадок. Сейчас вам загадают загадки, а вы, как настоящие учёные попробуйте их отгадать! (загадки загадывают дети)
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Без крыльев – летит,
Без ног –бежит,
Без паруса плывёт. (Облака)
В белом бархате деревья,
И заборы, и дома
А как ветер нападает –
Этот бархат опадает. (Иней)
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча) .
В-ль – Вы заметили, что сегодня мы говорим о воде, но почему же ни в одной отгадке вы не произнесли слово «вода». Как связана вода со всеми явлениями природы? (на доске висит схема «круговорот воды в природе», дети по этой схеме рассказывают о круговороте воды в природе) .
В-ль – Ребятки, в каких трёх состояниях может находиться вода? (твёрдом, жидком, газообразном). Дети повторяют несколько раз.
В-ль- А теперь я. вам загадаю совсем другую загадку!
Круглое, румяное, для детей желанное. (яблоко) .
В-ль – А может яблоко быть квадратным? А треугольным? Конечно нет.
А вот какой формы вода? Может она как шар или как цилиндр? (ответы детей). Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Приглашаю 3-4 детей к демонстративному столику и предлагаю им выбрать колбочки разной формы : конус, шар, цилиндр. Наливаю в них воду.
- А теперь ответьте, какой формы вода (вместе с детьми перечисляю формы предметов, которые заполнила вода)
-_ Ребята, так есть форма у воды? (делаем вывод, что у воды нет формы, потому что она жидкая, текучая, она принимает форму того предмета, который заполняет.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ВОДА – НЕ ВОДА». (игра на внимание)
(если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают, если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки, если предмет или явление не имеет отношение к воде – дети хлопают в ладоши: слова для игры; река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, снег, поезд, ветер, озеро, дельфин, школа.)
Дети садятся на места, в-ль обращает внимание на стол, на котором стоят 4 стакана.
В-ль – Ребята, как вы думаете, что в этих стаканах? (вода) Почему вы так думаете? (потому что вода не имеет цвета, она жидкая). А теперь (вызываем одного ребёнка) подойди и понюхай воду, есть запах? А вкус, есть? Так мы определили, что вода без цвета, вкуса и запаха!
В-ль – У меня в 4 стаканах вода разного вкуса, но есть вода и без вкуса. Как её можно определить? (ответы детей)
Приглашаю к столику 4 детей и раздаю соломинки для питья. Дети пробуют воду на вкус, и находят стакан с чистой водой.
В-ль- Удивительно, вода во всех стаканах прозрачная, но на вкус разная. Как же так могло получиться? (ответы детей) .
Один из детей проводит опыт, сопровождая его пояснением: я размешиваю сахар в воде, сахар растворился, а вода осталось прозрачной.
В-ль – Изменился ли вкус? Р-к – Да, она сладкая.
В-ль- И мы сделаем вывод, что у воды есть важное, полезное свойство – умение растворять в себе некоторые вещества. Как вы думаете, почему это свойство полезное? (что бы приготовить суп, нам надо растворить соль в воде, когда надо выпить чаю, мы растворяем в воде сахарный песок)
В-ль- Но это свойство, как полезное, так же может быть опасным: в воде могут бесследно для глаза раствориться вещества вредные и даже опасные для человека. Поэтому проверять воду на вкус можно, только в тех случаях, когда вы уверенны, что вода чистая.
В-ль – Вот и закончились наши опыты и игры о воде. Спасибо ребята, вы справились со всеми правилами и заданиями. Мне очень понравилась с вами играть! А вам? В следующий раз, когда я приду к вам в гости, вы меня научите своим играм. Хорошо! До свидания! Ой, подождите,я совсем забыла, что принесла вам осенние угощения! (раздаю угощения)