Нина Герасимова
Экспериментально-исследовательская деятельность детей, имеющих речевые нарушения.
▼ Скачать + Заказать документы
Народная мудрость гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Эта народная мудрость как нельзя лучше раскрывает суть исследовательской деятельности. Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений.
Каждый маленький эксперимент для ребенка это не просто открытие – это целое волшебство. Детям нравится быть волшебниками и удивлять окружающих.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность детей, имеющих речевые нарушения,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Маленькие волшебники в нашей группе учатся показывать фокусы, основанные на научных законах и фокусы со специально изготовленными реквизитами. Для этого в группе оборудован экспериментальный уголок в виде мини-лаборатории и собрана коллекция фокусов.
В мини –лаборатории имеется специальное оборудование для проведения исследовательской деятельности и демонстрации фокусов, основанных на законах природы. В коллекции фокусов накоплен специальный реквизит для демонстрации простейших фокусов.
Можно выделить следующий алгоритм работы, включающий в себя три этапа.
1. Самым первым этапом является демонстрация фокусов взрослым. Этот этап вызывает много ярких, незабываемых впечатлений у детей и служит побудительным мотивом к дальнейшей деятельности, вызывает желание познать секреты фокуса и попробовать самому произвести магическое действие или превращение.
2. На последующем этапе дети обучаются показывать фокусы самостоятельно, под контролем взрослого. В это время деятельность детей организуется таким образом, чтобы они могли почувствовать себя волшебниками.
Очень благоприятным временем для проведения опытов и различных исследований является прогулка. В это время дети знакомятся с различными свойствами предметов и веществ: песка, воды, глины, камней и. д., учатся наблюдать за живой и неживой природой, открывают для себя законы природы и окружающего мира.
Непосредственная организованная деятельность дает возможность продолжить исследовательскую деятельность в группе. В это время экспериментальная деятельность проводится с подгруппой детей. Юные исследователи знакомятся со свойствами магнита, воды, воздуха, бумаги.
Экспериментальная деятельность имеет место в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности.
Некоторые фокусы разучиваются индивидуально с одним из детей для достижения впечатляющего эффекта во время демонстрации. Это такие фокусы как «Исчезающая монета», «Сквозь пространство», «Волшебный лоскуток», «Волшебная книга». Серия фокусов связанных с водой и воздухом, разучивается коллективно с небольшой подгруппой детей. Это такие фокусы как «Цветы лотоса», «Чудесные спички», «Соломинка – пипетка», «Стакан – непроливайка», «Шар – липучка», «Волшебная перчатка» и т. д.
После разучивания детям предлагается показать фокус дома, в своей семье.
3. Последний этап является самым ярким и впечатляющим. Дети самостоятельно показывают фокусы своим сверстникам, младшим товарищам, взрослым на праздниках и развлечениях.
Таким образом, экспериментирование позволяет наполнить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того деятельность детей обогащается новыми знаниями, самостоятельными открытиями, яркими впечатлениями. Развиваются все стороны речи детей :
- расширяется словарный запас
- формируется грамматический строй речи, т. к. у детей возникает необходимость использовать сложные формы речи
- совершенствуется звуковая культура речи (закрепляется правильное произношение звуков, вырабатывается ясная и отчетливая речь)
- формируется связная речь (умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы)
Развивается познавательная и творческая активность детей.