Речкина Анна
Экотерапия в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экотерапия – это (зеленая терапия, природная терапия, терапия Земли) взаимоотношения человека с природой, направленные на профилактику и восстановление здоровья, а также один из способов психологической поддержки, поскольку связь с природой влияет на психоэмоциональное состояние человека.
Физическая активность всегда была неразрывно связана с ребёнком, и с человеком в целом. Через движения ребёнок познаёт мир, взаимодействует с ним и тем самым активно развивается. Ребенок – часть природы, без контакта с ней его жизнь не будет полноценной. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка.
Публикация «Экотерапия в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Мы считаем, что необходимо с раннего возраста формировать у детей положительное и бережное отношение к природе. Конечно же в первую очередь, мы работаем с родителями - с помощью консультаций, информационных стендов, круглых столов, бесед доношу до них информацию. Нельзя забывать, что все рассказы взрослых, активные беседы, наставления обязательно должны подкрепляться личным примером, потому что формирование отношения к природе ребёнка во многом зависит от окружающих его взрослых. Наблюдая за нами, он копирует наше отношение ко всему вокруг, в том числе и к природе. Родители должны чётко понимать, что именно они являются главным примером для своих детей и сколько бы мы (воспитатели) не говорили ребенку, что нельзя мусорить или рвать цветы, если родитель показывает своим примером обратное, то и ребенок будет так делать. Поэтому только вместе с родителями у воспитателя получится воспитать в детях любовь и уважение к природе. Дети в 2-3 года, конечно же не поймут выражение «береги природу», но они могут понять, что по газонам ходить нельзя, там растет травка, что нельзя рвать цветочки, нужно смотреть глазками какие они красивые, что нельзя бросать камешки в птичек, ведь им больно, что нельзя топтать жучка ногами… Ребенок изучает окружающую природу всеми органами чувств. Поэтому как можно раньше родителям нужно быть предельно внимательным к вопросам экологического воспитания детей, гуляя наблюдать, обращать внимание, своим примером показывать, как нужно любить и беречь природу, а воспитатель будет добрым наставником, проводником и активным рассказчиком.
У большинства семей дома есть домашние питомцы (кошки, собаки, хомячки, рыбки и т. д.) ребенку нужно именно с раннего возраста прививать доброту и правильное отношение к ним (нельзя таскать кошку за хвост, мучать) обязательно нужно давать понять, что это не игрушки, а живые существа, о которых нужно, заботиться. И предложить ребенку непосильную помощь в их уходе (насыпать корм, покормить рыбок и т. д.)
В наше время проблема экологии окружающего мира становиться все более актуальной. Многие явления вызваны негативным влиянием человека и его деятельности на природу всей нашей планеты. Природа наш общий дом, где все явления закономерны, живая и не жива природа существует в единой очень крепкой взаимоподчиненной связи. Заботиться о природе должен каждый человек. Так же беречь природу можно если сортировать мусор, и об этом мы тоже напоминаем родителям. Исходя из этого в нашей группе мы решили внести свой небольшой вклад в сохранение окружающей среды и вместе с родителями и детьми собираем крышечки от детского пюре.
Фруто крышки – это очень полезный, интересный и относительно дешевый материал для развития ребенка. И очень здорово, что дети, съедая пюре знают и напоминают родителям, что крышечку выкидывать нельзя, ее надо принести в детский сад. Фруто крышечки разноцветные, поэтому с ними можно придумать много увлекательных игр, разложить по цветам, сложить башенку, так же крышки соединяются между собой с помощью специальных креплений, превращаясь в полноценный конструктор. С помощью обычных крышечек у детей развивается любознательность, терпение, внимание, но самое главное, что необходимо для нашего возраста это развитие мелкой моторики. Мелкая моторика - очень важный навык для становления личности и развития речи, без мелкой моторики ребенку сложно делать очень многое: играть, рисовать, лепить, справляться с застежками на обуви и одежде, с формированием навыков самообслуживания (умение держать ложку, находить петельку на полотенце и вешать его на крючок, убирать одежду в шкаф). Игры с фруто крышками стимулируют развитие мышления, зрительной и двигательной памяти, концентрацию внимания, воображения, координацию, а также сенсорному развитию (знакомство с основными цветами).
Примеры игр на мелкую моторику:
Дидактическая игра «Подбери колеса к машине»
Задачи:
- Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру.
Ход игры:
Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.
1 вариант игры:
Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.
2 вариант игры:
Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин неправильно подобраны колеса (не по цвету). Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.
Дидактическая игра «Разложи правильно по цвету»
Игра предназначена для детей 2-3 лет.
Игра направлена на развитие внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия цвета. Игра предназначена для индивидуальной работы, совместной и самостоятельной деятельности ребенка.
Цель: учить различать и называть цвета (желтый, синий, красный, зеленый).
Задачи: закрепить представление о цветах (красном, желтом, синем, зеленом, научить детей классифицировать предметы по цветам в процессе игровой деятельности.
Активизировать активный словарный запас за счет слов: «желтый, синий, красный, зеленый» Развивать усидчивость, концентрацию внимания. Развивать мелкую моторику рук, развивать зрительную концентрацию.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением (домика, цветочка, он рассказывает пришёл в гости зайчик и попросил помочь ему разложить крышечки по образцу. Воспитатель обращает внимание на то, что должна получиться такая же картинка.
Сюжетный тренажер «Цветные дорожки».
Оборудование: Коробка картонная от конфет.
Самоклеящаяся бумага 4-е основных цвета – синий, красный, желтый, зеленый; Крышки от пластиковых бутылок 4основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий); на дно коробки наклеиваются четыре полосы разного цвета –дорожки, ставим перекладины синего цвета, образуем ячейки.
Задания:
высыпать крышки и складывать по одной обратно в коробку
выкладываем в линеечку
выбрать только красные
разложить по цветам
продолжи ряд (два цвета)
продолжи ряд (три и более цветов)
положи белую одну, а красных много
положи зеленую сверху, красную снизу, черную справа, белую слева
закрой глаза (одну убрать). Какой не стало?
выложи цветок по образцу
выложи цветок без образца
выложи по трафарету (бесцветные и цветные трафареты)
Игра «Найди пары одинаковых крышек»
Задачи: формировать умение детей подбирать пары крышек на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть крышки. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых крышек. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.
Игра «А ну-ка, собери»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Воспитатель предлагает детям выложить из крышек несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета крышки дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Игры мы придумываем сами и совместно с родителями, с удовольствием играем вместе с детьми и делимся своими запасами и идеями с другими группами.
Также в экотерапии себя зарекомендовали игры с природным материалом и сенсорные коробочки. Работая с детьми раннего возраста очень часто, воспитатели сталкиваются с тяжелой адаптацией и на своем опыте можем рекомендовать, что за частую именно сенсорные коробочки, наполняемые природным материалом, дают гораздо лучший эффект чем игрушки. Давая ребенку такую коробочку, в которой находятся различные природные «богатства» (веточки, шишки, кора деревьев, каштан, желуди) он отвлекается на некоторое время на что-то новое, необычное. Очень зарекомендовали себя сенсорные коробочки с тематическим названиями домашние и дикие животные и насекомые, наибольшее впечатление на наших деток произвела коробочка с насекомыми (пластиковая банка наполняется веточками, корой древесной и простыми насекомыми кузнечик, гусеница, муха, пчела. Баночка пластиковая, плотно закрывается крышкой и ребенок, самостоятельно держа ее в руках с восторгом изучает насекомых)
Возвращаясь к проблеме мелкой моторики, очень зарекомендовали себя игры с фасолью например: предложить ребенку разложить красную и белую фасоль по баночкам или предложить в контейнере наполненным фасолью найти спрятанную игрушку. Все эти игры находят очень хороший отклик в том числе адаптационный период.
На своем примере работы с маленькими детьми мы можем предложить экотерапию в музыке – это очень хорошая релаксация в звуке моря, пении птиц, звуке ветра, звуке дождя. Пока детки играют мы включаем им легкую и тихую музыку, которая плодотворно влияет на их эмоциональный фон. Под звуки природы детки очень хорошо засыпают.
Делая вывод можно сказать, что представленные методы экотерапии позволяют решить задачи экологического воспитания через интеграцию по всем пяти образовательным областям, в различных видах детской деятельности.