Ирина Сеньковская
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей с ЗПР.
2 слайд
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности. Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых) сегодня необходимо. Экологическая направленность в работе с дошкольниками актуальна, так как по мнению ученых до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Любыми методами, средствами и формами детям надо показывать связь человека с природой, его зависимость от неё; раскрывать законы природы, гармонию и красоту её жизни, возможность самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни в природе [2]
Темпы и условия современной жизни нацеливают на то, чтобы ребенок стал созидателем и открывателем, а не губкой, которая впитывает готовую информацию.
3 слайд
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) имеют особенности, которые необходимо учитывать в работе: незрелость мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки информации [1]
4 слайд
Обновление содержания образования требует от педагогов поиска методов, приёмов, педагогических технологий, активизирующих деятельность ребёнка, его познавательную активность. Этому может способствовать деятельностный подход при организации воспитательно-образовательного процесса.
Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым.
Деятельность рассматривается как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
5 слайд
Для решения задач экологического образования детей с использованием деятельностного подхода группе создали уголок «Эколята - дошколята».
Организуя работу по экологическому воспитанию стремимся, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами, стремлениями, близкими понятными, доступными им, и базировалась на эстетическом наглядном материале. С этой целью в уголке разместили кукол - Эколят, вместе с которыми дети решают экологические проблемные ситуации, проводят экологические викторины, целевые и длительные наблюдения за природными объектами, опыты и эксперименты. Вместе с Эколятами дошкольники учатся соблюдать рациональные правила взаимодействия с природой, знакомятся и сами изготавливают «разрешающие» и «запрещающие» знаки.
Уголок оснастили куполом, символизирующим защиту Земли от вредных воздействий. Здесь же размещаем экологические знаки, которые помогают детям сравнивать и обсуждать, какие факторы наносят вред природе, а какие сохраняют её.
6 слайд
В уголке имеется место для фотовыставок, которые отражают трудовую деятельность детей. Ведь труд детей в природе - это непосредственное общение с ней. Ухаживая за растениями в группе и на участке, наблюдая за посадкой цветов, проращиванием семян и многим другим дети лучше начинают понимать причинно-следственные связи живых объектов и окружающих факторов, воздействующих на них. Вместе с воспитанниками приходим к выводу, что вся природа живая и в ней все взаимосвязано.
7 слайд
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей имеются дидактические игры «Экологическая пирамида», «Сортировка мусора», «Мир животных», «Парочки», способствующие изучению предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними, формированию системы знаний об окружающем мире, обеспечению правильной ориентировки ребенка в мире.
Изготавливая совместно со взрослыми книжки – малышки «Животные Нижегородской области», «Растения Нижегородской области» дети знакомились с животными и растениями занесёнными в Красную книгу и способами их сохранения.
8 слайд
Игры с макетами интересны детям. Они обеспечивают чувственное познание, которое возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а так же памяти, которая хранит эту информацию.
9 Слайд
Особым интересом у детей пользуется лэпбук «Красная книга России», где в процессе деятельности: игр и игровых заданий у детей закрепляются природоохранные правила, основы экологической культуры.
10 слайд
Развитию познавательного интереса детей к природе способствуют систематические наблюдения. Пусковым механизмом для организации наблюдения с детьми ЗПР становится удивление. Живой отклик вызывают у детей самые обычные предметы и явления, умело представленные педагогом: окрашенные в необычный цвет растения, ползущее насекомое и др. Наблюдения позволяют на основе зрительного восприятия получить детям новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщенные выводы.
11 Слайд
Закреплению знаний полученных в ходе целевых прогулок и наблюдений способствовала продуктивная, творческая деятельность с природным материалом. Работая с шишками, веточками желудями дети учились сравнивать, анализировать, видеть красоту природных объектов; развивалось доброжелательное отношение к окружающему миру, желание оберегать и сохранять природные ресурсы Земли.
12 слайд
Работа с отрывным календарём, в котором отмечены экологические праздники «День воды», «День птиц», «День Земли» и др. дает возможность осуществлять совместный поиск причинно-следственных связей между явлениями и объектами, сформировать понятия о сменяемости времен года, причинах празднования экологических праздников в данный отрезок времени, что без специального обучения недоступно детям с ЗПР.
13 слайд
Участие детей и родителей в конкурсе рисунков – плакатов «Сохраним природу», в проектной деятельности «Сохраним деревья», «Этот чудный мир воды», позволило создавать мотивации для приобретения новых знаний детьми; на обучение их умению ставить цель и находить пути и средства её достижения.
Непосредственное участие воспитанников и их родителей, педагогов в традиционных экологических мероприятиях детского сада, таких как:
• праздниках: «В гости мы идём к знакомым, своим соседям – насекомым», «Мы друзья природы»;
• акциях «Птичья столовая», «Украсим участок цветами», «Эколята любят чистоту»;
• образовательном событии «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету»;
• конкурсе рисунков на асфальте «Береги природу!»
открывает перед ребёнком весь спектр возможностей по сохранению природы, создаёт у него установки на свободный, но ответственный выбор линии поведения по отношению к природе и окружающей среде.
Таким образом, для выработки активной жизненной позиции у наших детей мы, взрослые обязаны:
• быть примером правильного поведения;
• отвечая на вопросы ребенка, показывать взаимосвязь всего живого в природе;
• обращать внимание детей на негативные последствия неправильных действий человека в природе;
• рассказывать и на наглядных примерах показывать, что можно взять у природы, но и что надо сделать для её блага.
Литература:
1. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. – М. : Гном-Пресс, 1999.
2. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьёй воспитанников. Учебное пособие. – М. Центр педагогического образования, 2008 – 48с.
3. Николаева С. Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «детство – пресс», 2014. – 208 С.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программ и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 104с.