Розова Ирина
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученый пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы – научно обоснованному и гуманистически ориентированному. В дошкольном образовании произошло переосмысление экологического воспитания дошкольников. В дошкольных образовательных учреждениях стали воспитывать в детях чувство природы, умение вникать в её мир, понимать, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Педагоги нашего детского сада стараются с раннего возраста прививать любовь к природе родного края. В дошкольном возрасте изучение природы в основном происходит по книгам. Воспитатели читают детям интересные стихи о природе, учат детей составлять рассказы – описания леса, парка в разное время года. Дети с интересом рассказывают о своих домашних любимцах, о посещении контактных зоопарков и т. д. Педагоги стараются развивать в детях умение наблюдать за растениями и животными во время прогулок, посадки мини-огородов, цветников, получать эмоциональное удовольствие от этого.
В нашей группе совместно с родителями создан и оформлен уголок природы, где находятся комнатные растения для наблюдения и труда; муляжи овощей и фруктов; календарь погоды; наглядный иллюстрированный материал. Собраны книги с красочными иллюстрациями по временам года, а также на темы: «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Деревья», «Животные», «Птицы» и т. д. Имеется инвентарь по уходу за растениями в уголке природы (лейки, губки, совочки). Создан уголок экспериментирования для проведения опытов, уголок для игр с водой и песком. В уголке по познавательному развитию находятся игры по экологическому воспитанию, такие как «Времена года», «Про животных», лото «Птицы», «Дикие и домашние животные», «Ягоды» и др.
Дети с удовольствием ухаживают за комнатными растениями, помогают их поливать, а весной и осенью рассаживать. С большим интересом детьми проводятся опыты в уголке воды и песка. Они превращают воду в разные состояния, изучают её свойства, растворяют в ней разные вещества (сахар, соль, песок, глину и т. д., создают разноцветные водные растворы.
На территории нашего детского сада находится основная экологическая развивающая среда. На участках посажено большое количество деревьев (березы, клёны, ясени, рябины, необходимых для наблюдений во время прогулок. Весной воспитатели вместе с детьми рассаживают цветы на клумбах, овощи на мини-огородах. Наши дети очень любят помогать взрослым ухаживать за посадками: рыхлить землю, пропалывать сорняки, поливать саженцы и конечно же наблюдать. А осенью мы вместе убираем урожай и с удовольствием кушаем сладкую морковку и хрустящую капусту.
Мы разработали экологический маршрут, где имеются такие остановки: цветник, ель, сосна, фитоогород, рябина, береза, мини-огород. Создана экологическая тропа из различных природных материалов: песка, камней, дерева, шишек и т. д.
Каждый год в нашем саду проходят акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготавливаются скворечники и кормушки для птиц. Хорошо зарекомендовали себя природоохранные акции-выставки рисунков, плакатов, поделок из бросового материала. Экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытывать чувство гордости от выполненной работы.
Не забываем мы в своей работе привлекать к взаимодействию родителей. На родительских собраниях организуются беседы, консультации на экологические темы. Воспитатели стараются донести до мам и пап, какое большое внимание надо уделять экологическому воспитанию в семье, прививать любовь, заботу и бережное отношение к ней детям с раннего возраста.
Родители, прислушиваясь к советам педагогов, участвуя в различных экологических акциях, стали чаще бывать с детьми на природе: в парке, лесу. Дети стали изучать природу в естественных условиях: рассматривать деревья, наблюдать за птицами, изучать жизнь муравейника, любоваться растущими на полянах цветами. И при этом правильно вести себя: не шуметь, не пугать птиц, не разорять их гнезда, не рвать растения, не ломать веток, не разрушать муравейники. Гуляя в лесу или парке, детям нравится наблюдать, как муравей тащит соломинку, слушать, как щебечут птицы, почувствовать благоухание цветущих растений. После таких прогулок они чаще задают вопросы, многим интересуются.
Основным методом экологического воспитания в нашей работе является метод проектирования. Проектирование позволяет осуществлять сотрудничество не только с детьми и родителями, но и узкими специалистами (физ. руководителем, музыкальным руководителем). Работа над проектами начинается со сбора информации, что дети знают, что хотят узнать в ходе реализации проекта. К каждому проекту составляется план педагогических мероприятий, разрабатываются конспекты НОД, подбирается методическое обеспечение и т. д.
В нашей группе была проделана большая работа над такими проектами как: «Сказки дедушки Лесовичка», «Царица-водица», «Живая аптека», «Времена года», «Лаборатория неживой природы». Родители, воспитатели вместе с детьми сочиняли экологические сказки о воде, создавали и оформляли книжки-малышки: «Здравствуй, лес!», «Мы идём тропинкою лесною», «Зимняя сказка», «Насекомые» и др. Дети рисовали рисунки, делали поделки, которые выставлялись на выставках. Работа над проектами доставляла детям большое удовольствие, им нравилось быть наблюдателями, исследователями, писателями и художниками. Им нравилось открывать и узнавать что-то новое в самых обычных вещах и явлениях, таких как вода, деревья, цветы, насекомые, животные.
Самой современной формой работы с дошкольниками в нашем ДОУ является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Порой для проведения НОД по экологическому воспитанию недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер.
Применяя принцип наглядности, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. Детям, в отличие от взрослых, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Компьютер для ребенка стал обычной, необходимой вещью, такой как любимая игрушка, книжка. Посмотрев с интересом мультимедийные презентации, дошкольники сразу начинают задавать вопросы. Некоторые моменты презентации мы пересматриваем несколько раз, чтобы дети получили более глубокую, полную, насыщенную информацию.
Применение новых и интересных форм работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в нашем ДОУ мы считаем тем самым современным подходом к экологическому воспитанию.
Так с помощью современного подхода, мы формируем у детей такие личные качества как любознательность, реалистическое понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.