Людмила Кудряшова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кудряшова Людмила Владимировна,старший воспитатель МБДОУ № 62 и №119 город Дзержинск, Нижегородская область
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологических проблем не избежали ни один материк и ни одно государство. Есть они и в России — свои в каждом регионе.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия — это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», и в том числе понятия «экологическое воспитание дошкольников». В последнее время осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. [3]
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. [9]
В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете.
Экологическое образование - новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации. [9]
Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Как реализуется экологическое воспитание в детском саду?
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира. [6]
В системе непрерывного экологического образования важное место занимает период дошкольного детства. Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном детстве возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этом возрасте яркие, образные, эмоциональные впечатления, первый природоведческие представления, закладываете фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации к нему. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должно воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях. С этого возраста важно развивать гуманные черты личности – отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. [5]
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе. Такое отношение по своей сути является интегральным и включает в себя интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их совокупность составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в его переживаниях, самостоятельных действиях и поведении. Формирование экологически грамотного человека базируется на определенном сочетании знаний о природе и взаимодействий человека с ней, что позволяет развивать не только экологическое мышление, но и верное поведение, осознанно-правильную деятельность.
Для дошкольников необходимо отобрать такое содержание экологических знаний о природе и деятельности в ней людей, которое в наибольшей степени будет способствовать воспитанию правильного отношения к окружающей природной среде. Исходным звеном является система достоверных природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности мира природы – многообразие живых организмов, их единство со средой, рост и развитие, существование в сообществах. [5]
Педагогические исследования показывают, что дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребенка к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении экологических ситуациях, развитом чувством сопереживания и милосердия. Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учетом ее сохранения и защиты. Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что являются составной частью экологической культуры личности. [5]
Экологическое воспитание – сложное, многосоставное явление, включающее деятельность педагога, ребенка и средства, которыми достигаются положительные результаты. В экологическом воспитание необходимо использовать совокупность всех средств и форм организации. В любой деятельности дети получают информацию о природе. При этом очень важны ориентация на ребенка, демократический стиль общения с ним, а также развитие ценностных ориентаций и элементов творчества. Исходя из содержания, экологическое воспитание надо осуществлять такими методами, которые позволяют детям осваивать разнообразные связи и зависимости в природе, связь человека с природой и результаты его деятельности в ближайшем окружении. Это прежде всего систематизированные наблюдения; практическая деятельность, ориентированная на реальное улучшение природного окружения; элементарная опытническая работа; игра, которая затрагивает эмоции ребенка, радостные переживания. [5]
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс, в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности. Используя разные типы занятий, в работе по экологическому воспитанию приоритет следует отдать углубленно-познавательной и обобщающей образовательной деятельности, которая направлена на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.
Так же в реализации задач экологического воспитания дошкольников большое значение имеет природное окружение в детском саду (уголок природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающее возможность постоянного непосредственного общения с природой, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектам, приобщение детей к регулярному труду.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика, воспитываем пытливых, любознательных, великодушных людей, понимающих, что человек — это часть природы и от того, какой она будет, как мы ее сбережем, зависит здоровье человека, то есть его жизнь. [8]
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155
2. Николаева Н. С. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
3. Николаева Н. С. Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013 — 272 с.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
5. Региональная программа непрерывного экологического образования, - Нижний Новгород, 1992г. – 68с.