Альфия Юсупова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
(из опыта работы)
Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель экологического воспитания – воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
-Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
-Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
-Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения, наглядные пособия, дидактические игры, картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, календарь природы, пособия для экспериментирования. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
На территории дошкольного учреждения имеются цветник, огород, «экологическая тропа», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
Экологическое воспитание осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природы, целевых прогулок, чтения художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.
На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем, учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, нежность, восторг. Дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей: М. Пришвина, В Бианки, Г. Скребицкого, Б. Жидкого и других.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используем загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Важным источником знаний о природе является наблюдение, в процессе которого дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения организуем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания используем, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
Дидактические игры, используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в занятия, целевые прогулки, а также в экспериментальную деятельность воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок».
В своей работе используем опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Опытно-исследовательскую деятельность включаем в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы, на участке, огороде.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения («День Земли», «Осень в гости к нам пришла», «Праздник Весны» и др.). Они оказывают сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка.
Проводим выставки детских рисунков «Времена года», «Листопад», «Зимушка- зима»; конкурсы «Лучшая поделка из природного материала», «Лучшая кормушка», «Конкурс чтецов о природе».
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Используем следующие формы:
• Анкетирование, проведение опросов.
• Совместные досуги, праздники.
• Участие в выставках, конкурсах, акциях.
• Родительские собрания, консультации, беседы.
• Экологические стенды.
• Семинары-практикумы, обмен опытами между родителями.
• Организация дней открытых дверей.
• Выпуск газет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
Целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
Литература.
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 190с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.
3. Добро пожаловать в экологию! Часть I Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 160с. (Библиотека программы «Детство»)
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56с.