Елена Горбатова
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
3. Содержание работы по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста.
Процесс осознания того, что человечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы двадцатого века: на Международной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972г.) впервые была выражена озабоченность по поводу проблем окружающей среды в результате интенсивных процессов, которые сопровождают научно-технический процесс на планете. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (часть 2)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Конференция определила общую цель образования в области окружающей среды (с этого момента оно стало называться природоохранным) : дать людям знания и привить навыки разумного общения с природой, подвигнуть их к участию в защите и улучшении природной среды, к рациональному использованию природных ресурсов. Подчеркивалось: образование в области окружающей среды направлено на то, чтобы сформировать у людей осознание их высокой ответственности за состояние природных богатств, пробудить инициативы в решении задач охраны природы.
С этого момента и началось продолжавшееся все 80-е годы широкомасштабное движение в нашей стране. Активизировались (особенно после 1985 года) наука и практика: ввелись интенсивные исследования в области экологического образования на кафедрах педвузов, сотрудниками лаборатории экологического образования дошкольников, специально созданной в Академии педагогических наук. Педагоги, творчески относящиеся к работе, искали новые формы природоохранной деятельности со школьниками, а методисты и воспитатели разрабатывали основы природоохранного воспитания в детском саду.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируется различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Уже к трем годам жизни у ребенка возрастает активность, он начинает проявлять интерес к себе и ко всему окружающему. Родителей и воспитателей преследует непрерывное детское «почему?». В возрасте трех - четырех лет ребенок много играет, он любит подражать другим; поэтому в данное время, особенно большое значение для развития приобретает пример старших. Четыре – пять лет ребенок начинает до некоторой степени подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливости, общительности, чувства красоты. В шесть – семь лет у детей зарождается чувство любви к родине, ее природе, истории, общественно-политической жизни. Они с охотой слушают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко ценить авторитет старших : их речь, внешний облик, отсутствие расхождений между словом и делом (обещанием и исполнением) рождают уважение к ним, доверие и подражание. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребенка. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания. На отношение детей к природе влияют пол, индивидуальные особенности, место жительства, профессия и образование родителей. Так, девочки эмоциональнее воспринимают ландшафт. Мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами или заняться спортом. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образованности родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. В психолого-педагогических исследованиях, доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей младшего возраста. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей: понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Только осознание себя как части макромира, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой. Любое воспитание, как нам представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть исток человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский. Значит, экологическое воспитание человека без воспитания сердца невозможно. Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе. Знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе. Мы начинаем понимать, что этот порядок не случаен, он необходим для существования и развития человека, для продолжения человеческого рода. Мы обязаны считаться с ним в своей деятельности, не привносить в него нарушений.
Подведя итог вышесказанному можно сделать вывод, что каждый человек должен обладать экологической культурой. Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; выработку чувства ответственного, гуманного, нравственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.