Анна Волкова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
» для воспитателей на педагогическом совете
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимание необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
Основная цель экологической программы — воспитание с первых лет жизни гуманной социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Необходимая предпосылка для реализации программы - организация в детском саду специальной работы по ознакомления детей с окружающим миром и природой.
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры, осознанно-
правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка Он узнает, что все живое, в том числе и человек‚ имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних - среды обитания пригодной для того или иного организма.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком во взаимосвязи со средой обитания и выработка нa этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные
условия; понимание и сочувствие тем кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоциональный отклик, радости на любые проявления животных и растений их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота
гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Такое отношения вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных,
предоставляя в возможность наблюдения зa их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь,
потребляющий в своей Деятельности ресурсы Земли, охраняющий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.
Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста должна акцентировать различные направления экологического образования с целью составить образное представление об окружающем мире, непосредственно связанное с практическим применением получаемых знаний, что и является первостепенной задачей воспитателя.
Поскольку экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.
Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придается нравственному аспекту : развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в
быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Возможность чувственного познания, наполнения конкретных сведений о растениях животных. явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектов. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы : занятия, экскурсии, прогулки.
Наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую
очередь на наблюдении.
Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Особое внимание следует уделить такой форме работы‚ как занятия комплексного, обобщающего и углубляющее - познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о
явлениях природы, понимания взаимосвязей B природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случаи наибольшее значение логика построения беседы воспитателя с детьми - четкая последовательность вопросов. помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщение, перенести знание в новую ситуацию.
Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу.
Индивидуальное проявление детей в практической деятельности - это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.