Наталья Плахтеева
Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше.
Цель: развитие у детей экологических знаний и ценностей, формирование понимания взаимосвязанности человека и природы.
Задачи:
Публикация «Экологическое воспитание, Работа с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- воспитать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях родного края;
- формировать бережное отношение к природе, охранять её от разрушений.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда формируется отношение ребёнка к окружающему миру.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребёнка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребёнок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников очень яркая и увлекательная. Мы с детьми имеем дело с природой, которая сама является ярким, интересным, неповторимым, мудрым источником знаний.
Формы работы по экологическому воспитанию очень разные:
Непосредственно образовательная деятельность, познавательные беседы
Цель: рассказать детям о взаимосвязи деятельности человека и влияние этой
деятельности на природу.
Задачи:
- учить детей выражать свое отношение к негативным поступкам детей и
взрослых по отношению к природе;
- воспитывать стремление бережно относиться к природе, не засорять её
вредными отходами;
- совершенствовать умение обобщать полученные знания, делать выводы;
- формировать понятие о здоровом образе жизни.
Экскурсии
Цель:
- знакомить детей с территорией детского сада;
- рассказать и показать детям, какие представители растительного мира растут на территории детского сада;
- обогащать представления детей о растениях, подвести их к пониманию, что растения - живые, они растут и изменяются;
-закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни растений
Наблюдения
Любое наблюдение на прогулке - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.
Ребятам очень нравятся такие «занятия в естественных условиях». Ведь они могут сами пощупать, потрогать, рассмотреть поближе тот или иной объект исследования (дерево, куст, цветок, траву, ветки хвойных и лиственных деревьев, их плоды, не нанося вреда растениям.
Тут же мы беседуем, обсуждаем, делимся впечатлениями о своих наблюдениях, делаем выводы о полученных знаниях
Дидактические игры
Дидактические игры являются неотъемлемой частью экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры: «Какой мусор вреден для земли» и «Рассортируем мусор», «Что растёт у бабушки на огороде», «Из чего мама варит борщ (суп)»
На прогулках я стараюсь показать детям красоту любого дерева, цветка, куста. Обращаю их внимание на то, что в природе всё неповторимо: мы сравниваем листья с деревьев, цветы, кусты и видим, что все они разные по форме, цвету, размеру, даже на ощупь они разные – жёсткие, мягкие, шершавые, гладкие, колючие.
Затем, на занятиях по ИЗО деятельности мы вспоминаем наши наблюдения, впечатления и занимаемся творческой деятельностью. В своей работе дети используют также и бросовый материал:
- пластиковые крышечки;
- аудиодиски;
- вкладыши от киндер сюрприза;
- фрагменты картонной упаковки от яиц;
- фантики от конфет;
- нитки;
- различный природный материал: ракушки, шишки, веточки, сухие листья.
Дети с большим удовольствием занимаются изобразительной деятельностью. В конце занятия мы рассматриваем работы и любуемся ими. Дети получают эстетическое наслаждение и удовольствие от своей работы и творчества своих сверстников
Воспитать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться, испытывать необходимость наводить порядок - дело очень трудное.
Для того чтобы трудовая деятельность детей была увлекательной и интересной, можно совмещать экологическое образование и коллективный труд.
Например, осенью, когда происходит листопад, мы наблюдаем за этим великолепным зрелищем, а потом вместе дружно собираем листья. Я объясняю детям, что для окружающей природы так будет лучше, потому что мы ей помогаем. То же мы делаем, когда опадают орехи, жёлуди и каштаны. Мы наводим порядок, помогая природе, заботясь о ней
В результате разнообразной работы по экологическому воспитанию и развитию, дети усвоили:
- как надо правильно вести себя в лесу, на водоёме;
- какую пользу приносят птицы, животные, насекомые;
- какой вред наносит природе мусор и как можно с этим бороться.
Наши экскурсии по территории детского сада обогатили творческую фантазию дошкольников. Художественно-творческая деятельность явилась показателем эмоционально-положительного отношения детей к природе, а созданные ребятами композиции из природного и бросового материала стали украшением группы, прогулочной площадки и уголка природы.
Но главное, что поняли дети - что бы мы ни делали, как бы ни старались что- либо создать, у природы всё равно получится гораздо лучше, красивее, правильнее, целесообразнее, поэтому надо беречь природу и заботиться о ней!