Наталья Бальжик
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников»
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приготовила доклад на тему: «Экологическое воспитание дошкольников».
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой : формирование у детей элементарной системы знаний о природе; формирование у детей трудовых навыков и умений; формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
Разминка
И так что же такое экология? (Ответы педагогов) «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли ежедневно и доступно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Предлагаю вспомнить и повторить что же нам необходимо для реализации поставленных задач в экологическом воспитании детей.
Элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т. п.).
Условия, необходимые для экологического воспитания детей.
( Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
Что должно быть в уголке природы?
(Растения, инвентарь по уходу за растениями; календарь природы; детские рисунки.)
Методы используемые для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)
Наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов)
Практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.)
Словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)
Формы работы с родителями.
(анкетирование, индивидуальные консультации, папки-передвижки, родительские собрания, памятки)
Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте); дидактические игры экологической направленности.)
А теперь предлагаю немного отвлечься и поиграть в игру «Вопрос-ответ»
1. Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)
2. Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)
3. Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)
4. Какие приспособления помогают птице летать? (полые кости, воздушные мешки внутри тела, быстрое пищеварение и, конечно крылья)
5. Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)
6. Сколько ног у паука? (8)
7. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
8. В воде родится, а воды боится? (соль)
9. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
10. Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с отцветания сирени)
11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
12. Невидимое живое существо (бактерия)
13. Необратимое историческое развитие живой природы (эволюция)
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок, изготовленные своими руками. Это такие игры как:
1. Кольца Луллия
2. Вершки и корешки
3. Перфокарты по экологии
4. Наблюдение за облаками
5. Одень по погоде
6. Что где растет?
7. Четвёртый лишний
8. Пазлы «Мама и малыш»
9. Цепочка питания
10. Цветы на полках
11. Полезные и вредные продукты
12. Из чего мы сделаны
13. Всё мы увидим всё мы узнаем
14. Польза для человека
15. Дидактическое пособие «Как растёт живое»
16. Макет сельского дворика
17. Макет аквариума
18. Макет Теплостанции
19. Макет леса
20. Лэпбук «Зимующие и перелётные птицы»
21. Красная книга
22. Лэпбук «Сортируем мусор»
23. Разрисованные камни.
24. Домино
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой.
Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую
Для родителей так же изготовила вот такие памятки, анкеты, благодаря которым мне удаётся строить и планировать работу с детьми.
Совместно с родителями мы сделали вот такой прудик.
Дети очень любят трудиться, поэтому мы устраиваем мини субботники.
Дети активно принимают участив в сборе семян, подготовке семян к высадке. Очень любят сажать рассаду цветов, а так же сеять семена и поливать цветник.
С детьми любим устраивать вот такие посиделки где мы активно беседуем о природе. Звуках природа.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Вам необходимо поделится на 6 команд. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Готовь сани летом, а телегу зимой.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Любишь кататься – люби и саночки возить.
5. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
6. Яблоко от яблони недалеко падает.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Готовь сани летом, а телегу зимой.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Любишь кататься – люби и саночки возить.
5. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
6. Яблоко от яблони недалеко падает.