Ольга Валерьевна Алексашкина
Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов»
Публикация «Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся» размещена в разделах
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Стратегия развития нашего общества направлена на гармоничное развитие ребенка как основу формирования личности, на выявление и реализацию его творческих возможностей. Это зависит от успешного решения многих воспитательных задач: физических, нравственных, эстетических. Для системы образования среди актуальных направлений развития остаются разработка, апробация и внедрение в практику вариативных форм сочетания образовательной и социально полезной деятельности в частности в области экологии.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой. Содержание термина «экология» на практике понимается на много шире, оно выходит за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе и к природе. О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век назван мировым сообществом столетием окружающей среды. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 5 января 2016 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени.
Основная идея экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания. Вся работа нашего учреждения направлена на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков, приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.
Экологическое образование и воспитание Орловской станции юных натуралистов осуществляется по образовательным программам с учетом интересов обучающихся и присутствует в объединениях всех направлений, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. В настоящее время в учреждении реализуются образовательные программы экологической направленности в детских садах и начальной школе такие как «Тропинка в природу», «Природа и мы», «Юный эколог», «В мире природы». В среднем звене «Экология растений, животных и человека», «Как важно быть здоровым», «Природа и здоровье», в старшем звене «Экология сада», «Уровни организации живой материи», «Планета Земля».
Деятельность в объединениях разнообразна по своей специфике и содержанию: обучающиеся занимаются научно-исследовательской и опытнической работой, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят мониторинги и экологические рейды, учатся правильно заготавливать и использовать природный материал при изготовлении творческих работ, используют полученные знания в декоративно-прикладном искусстве.
Одним из эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских работ и проектов в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к изучению окружающей природы и экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам. Стало доброй традицией проведение областных мероприятий экологического содержания :
- Конкурс «Юные исследователи окружающей среды»;
- Конкурс водных проектов старшеклассников;
- Слет учебно-производственных бригад;
В 2017 году команда Орловской области заняла I место на Всероссийском слете учебно-производственных бригад.
Важной формой экологического воспитания является учебно-опытный участок, который занимает главное место в познании обучающимися природы, воспитание интереса и бережного отношения к ней. Участок является местом, где обучающиеся приобретают основы экологических знаний, приобщаются к научно-исследовательской работе, выполняют опыты, наблюдения, сезонные задания экологического практикума, выращивают овощи и культурные растения для животных мини зоопарка, проводят вместе с педагогом заготовки раздаточного и демонстрационного материала. Ежегодно на областной выставке «Юннат» подводятся итоги работы на учебно-опытных участках школ и детских организаций области. Победители защищают честь области на Всероссийском конкурсе «Юннат» в г. Москве, где показывают высокие результаты. В течение 10 лет обучающиеся объединения «Экология сада» становятся победителями и призерами этого конкурса.
Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе учреждения. Живой уголок – это центр организации естественнонаучной исследовательской и практической работы. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе. Экологическое образование нуждается в профессиональном подходе. Поэтому методисты и руководители отделов, осуществляя работу по экологическому образованию педагогов, ставят перед коллективами структурных подразделений не только проблему создания условий для реализации основных направлений экологического воспитания, но и формирования экологического мировоззрения, воспитания гуманного отношения к окружающей природе. Это достигается путем использования активных форм работы. Были проведены семинары на тему: «Совершенствование и активизация работы на учебно-опытном участке и опытническо-исследовательской деятельности» и «Перспективы развития и совершенствование трудового обучения и воспитания в трудовых и природоохранных объединениях школьников»; кроме этого проводятся консультации, методические объединения, работа творческих групп. Большое внимание уделяется сотрудничеству с организациями экологического профиля, среди которых – национальный парк Орловское полесье. Методисты и руководители отделов являются членами Федеральной инновационной площадки «Формирование у обучающихся экоцентрического сознания на основе Концепции «Экология в системе культуры» в Орловской области.
В заключении хочется отметить, что природа не может защищать себя от варварского, потребительского, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных действий человека и вмешательства в ход ее естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе закон об охране природы должен выполняться каждым гражданином. Только тогда будет достигнут полноценный эффект, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры каждого человека.