Папки-передвижки

Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся

Ольга Валерьевна Алексашкина
Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся

БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов»

Публикация «Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся» размещена в разделах

Стратегия развития нашего общества направлена на гармоничное развитие ребенка как основу формирования личности, на выявление и реализацию его творческих возможностей. Это зависит от успешного решения многих воспитательных задач: физических, нравственных, эстетических. Для системы образования среди актуальных направлений развития остаются разработка, апробация и внедрение в практику вариативных форм сочетания образовательной и социально полезной деятельности в частности в области экологии.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой. Содержание термина «экология» на практике понимается на много шире, оно выходит за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе и к природе. О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век назван мировым сообществом столетием окружающей среды. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 5 января 2016 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени.

Основная идея экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания. Вся работа нашего учреждения направлена на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков, приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.

Экологическое образование и воспитание Орловской станции юных натуралистов осуществляется по образовательным программам с учетом интересов обучающихся и присутствует в объединениях всех направлений, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. В настоящее время в учреждении реализуются образовательные программы экологической направленности в детских садах и начальной школе такие как «Тропинка в природу», «Природа и мы», «Юный эколог», «В мире природы». В среднем звене «Экология растений, животных и человека», «Как важно быть здоровым», «Природа и здоровье», в старшем звене «Экология сада», «Уровни организации живой материи», «Планета Земля».

Деятельность в объединениях разнообразна по своей специфике и содержанию: обучающиеся занимаются научно-исследовательской и опытнической работой, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят мониторинги и экологические рейды, учатся правильно заготавливать и использовать природный материал при изготовлении творческих работ, используют полученные знания в декоративно-прикладном искусстве.

Одним из эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских работ и проектов в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к изучению окружающей природы и экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам. Стало доброй традицией проведение областных мероприятий экологического содержания :

- Конкурс «Юные исследователи окружающей среды»;

- Конкурс водных проектов старшеклассников;

- Слет учебно-производственных бригад;

В 2017 году команда Орловской области заняла I место на Всероссийском слете учебно-производственных бригад.

Важной формой экологического воспитания является учебно-опытный участок, который занимает главное место в познании обучающимися природы, воспитание интереса и бережного отношения к ней. Участок является местом, где обучающиеся приобретают основы экологических знаний, приобщаются к научно-исследовательской работе, выполняют опыты, наблюдения, сезонные задания экологического практикума, выращивают овощи и культурные растения для животных мини зоопарка, проводят вместе с педагогом заготовки раздаточного и демонстрационного материала. Ежегодно на областной выставке «Юннат» подводятся итоги работы на учебно-опытных участках школ и детских организаций области. Победители защищают честь области на Всероссийском конкурсе «Юннат» в г. Москве, где показывают высокие результаты. В течение 10 лет обучающиеся объединения «Экология сада» становятся победителями и призерами этого конкурса.

Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе учреждения. Живой уголок – это центр организации естественнонаучной исследовательской и практической работы. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе. Экологическое образование нуждается в профессиональном подходе. Поэтому методисты и руководители отделов, осуществляя работу по экологическому образованию педагогов, ставят перед коллективами структурных подразделений не только проблему создания условий для реализации основных направлений экологического воспитания, но и формирования экологического мировоззрения, воспитания гуманного отношения к окружающей природе. Это достигается путем использования активных форм работы. Были проведены семинары на тему: «Совершенствование и активизация работы на учебно-опытном участке и опытническо-исследовательской деятельности» и «Перспективы развития и совершенствование трудового обучения и воспитания в трудовых и природоохранных объединениях школьников»; кроме этого проводятся консультации, методические объединения, работа творческих групп. Большое внимание уделяется сотрудничеству с организациями экологического профиля, среди которых – национальный парк Орловское полесье. Методисты и руководители отделов являются членами Федеральной инновационной площадки «Формирование у обучающихся экоцентрического сознания на основе Концепции «Экология в системе культуры» в Орловской области.

В заключении хочется отметить, что природа не может защищать себя от варварского, потребительского, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных действий человека и вмешательства в ход ее естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе закон об охране природы должен выполняться каждым гражданином. Только тогда будет достигнут полноценный эффект, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры каждого человека.

Публикации по теме:

Дополнительное образование как средство реализации внеурочной деятельности «Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития». Г. В. Плеханов.

Сенсорное воспитание как способ социализации детей и основа всестороннего развития раннего возраста Документ, которому уделяется огромное внимание педагогов всех детских садов сегодня, это, конечно федеральный государственный образовательный.

Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности Художественно-эстетическое образование в современном региональном образовательном пространстве как фактор социализации личности. Брудкова.

Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Шкеева Татьяна Владимировна Жарикова Светлана Владимировна Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста.

Презентация «Экологическое образование в ДОУ» Основой реализации основной общеобразовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активностиРазвитие творческого воображения детей дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Многие ученые, такие как Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и т. п., в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у.

Самореализация творческого потенциала как фактора успешной социализации ведущих мероприятий объединения «Играем вместе» Существует множество определений лидерской одаренности, главным является то, что это набор умений лидера достигать поставленных целей, получать.

Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников Аннотация. Рассказывается об изучении мнения родителей об экологическом воспитании.

Экологическое образование дошкольников в физкультурной деятельности В связи с увеличением требований качества образовательного процесса детей в рамках дошкольного образовательного учреждения возрастает роль.

Экологическое образование и воспитание детей Экологическое образование и воспитание детей. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 15:22
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Валерьевна Алексашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД