Жанна Брудкова
Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое образование в современном региональном образовательном пространстве как фактор социализации личности.
Брудкова Ж. Г., музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 33 г. Белгород
Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения.
Публикация «Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности» размещена в разделах
Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и художественных ценностях.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Обращение к синтезу искусств в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Опираясь на современные музыкальные методики, были созданы условия необходимые для формирования социальной уверенности у детей, которые базировались на принципе интеграции искусств, обеспечивая в конечном результате включение дошкольников в импровизационно-творческую деятельность.
Цель работы – помочь детям активно войти в мир через приобщение к искусству, целенаправленно развивая и формируя социальную уверенность, которая является основой в становлении растущего человека как личности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Совершенствовать формы и методы работы, развивающие социальную уверенность в процессе использования музыкально – развивающих игр.
2. Наработать музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно – педагогическом процессе.
3. Использование современных технологий в образовательном процессе.
4. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координация работы с другими учреждениями и организациями.
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольника позволили выявить противоречия между:
• необходимостью формирования социальной уверенности посредствам интеграции всех видов искусств и педагогическими условиями, созданными для реализации данных требований;
• желанием детей проявлять свое «Я» и недостаточностью представлений и практических навыков их использования.
В поиске решений данной проблемы был сделан вывод, что процесс становления личности можно улучшить и ускорить при направленной работе с помощью музыкально - развивающих игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников.
Именно в игре развиваются оценочные отношения, формирующие самооценку и оценку друг друга, что является важным источником осознания ребенком себя как субъекта деятельности.
Большое значение имеет правильно организованная педагогическая поддержка развития у детей социальной уверенности. Она должна строиться на принципах гуманистической педагогики и психологии. Роль педагога в создании игровой ситуации, в музыкально - развивающих играх велика.
Где, как не в игре, ребенок может не только проявить себя в своих лучших качествах, но и хотеть стать еще лучше, значимее в коллективе сверстников? Это означает, что к стремлению педагога развить в ребенке социальную уверенность подключается осознанное стремление самого ребенка стать социально уверенной личностью, а это в значительной мере повышает процент успеха данного педагогического воздействия.
Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра — самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.
В соответствии с введением в действие ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяет общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. Однако всегда желательно объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Воспитание средствами искусства — неотъемлемая часть достойного образования и развития личности ребенка. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного» (цит. по: 2). В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей. Восприятие музыки чаще всего сопровождается чтением стихотворений, показом репродукций картин, ребенок может звучание музыки передать с применением художественно-изобразительных средств.
Содержание и структура непосредственно образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных методов и приёмов.
В целях наиболее полной реализации задач используются следующие методы:
• Наглядно – зрительный (показ взрослого, использование наглядных пособий)
• Наглядно – слуховой (беседа, пояснение)
• Практический метод (многократное повторение отдельных элементов)
• Метод интегрированного подхода (объединение нескольких методов)
Не менее важным при организации является формирование положительной мотивации. Реализуется оно несколькими путями:
привитием социально ценных установок;
устранением неверия в свои силы;
ситуации успеха, предвосхищения тех эмоций, которые желательно испытать ребенку;
предупреждением затруднительных ситуаций, привлечением подбадривания, юмора
Рассмотрим основные направления работы с детьми дошкольного возраста по приобщению к искусству.
- Ознакомление с миром людей и природы через произведения музыки, изобразительного искусства, художественной литературы.
- Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой и познавательной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная, театрализованная и т. д.).
- Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература,
изобразительное и театральное искусство).
- Становление социокультурной предметной музыкально- образовательной среды, способствующей музыкальному и эмоциональному благополучию детей.
В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека. Но именно в детском саду закладываются основы духовно – нравственного воспитания детей.
Список литературы.
1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра. -2006- № 4.- С. 3-8.
2. Вендрова Т. И., Воспитание музыкой М., 1991 г. – 180 с.
3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989.
4. Виноградова А. Становление нравственных чувств – основа духовного развития человека //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5 С. 43-48.
5. Каргин А. С. Нравственно-этическое формирование личности. М. ,1981.
6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986.
7. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.
8. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1983
9. Семынина Е. Музыка-воспитание души // Дошкольное воспитание. -2007- № 1(33)
10. Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5. – С. 35-40
11. Сушкова И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7 года жизни в дошкольных образовательных учреждениях // диссертационная работа. – Елец, 2006.