Любовь Мухаметзянова
Экологическое образование и воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование и воспитание детей.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.
Публикация «Экологическое образование и воспитание детей» размещена в разделах
Экологическое воспитание – это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения к природе вырабатывает в нем нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования и воспитания.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:
• повышение квалификации педагогов,
• экологическое воспитание детей
• пропаганда экологических знаний для родителей
Все воспитание и обучение я детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов:
• активности, побуждающей к действию;
• стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется;
• комфортности – всем удобно.
Экологическое воспитание дошкольников должно проходить непрерывно в процессе образования и воспитания.
За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог».
Главные задачи экологической работы в ДОУ
1. Научить видеть и понимать красоту родной природы.
2. Бережно относиться ко всему живому.
3. Передать определенные знания в области экологии.
4. Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней.
5. Формирование элементарных естественно-научных представлений, знаний о природе.
6. Формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;
7. Развитие сопереживании к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.
Цель:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
ОО Речевое развитие.
• Развивитие связной речи детей : обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
ОО Познавательное развитие.
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
ОО Социально-коммуникативное развитие.
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
ОО Художественно-эстетическое развитие.
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• Развивать художественные способности, эстетические чувства, умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию, я следую следующим педагогическим принципам:
• системность,
• наглядность,
• доступность,
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
• сезонность.
• Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”
• Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.
• Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».
• Принцип индивидуализации: каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
• Принцип дифференциации и интеграции- единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.
• Принцип развивающего обучения: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;
Формы и методы работы
В работе с детьми использую инновационные технологии такие как: Технология проектирования («волшебный мир природы» или «проращивание семян»).
Нетрадиционные форм (ИКТ, мультемедийные, презентации, создание сказок на заданную тему, создание проектов, ситуативные беседы). Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.
Также использую технологию исследовательской деятельности, цель которой сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные формы (беседы, прогулки, заучивания стихотворения, театрализованная деятельность, фольклор) ,методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (хоровые приемы, индивидуальные, игровые) ,учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления: 1)занятия; 2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 3) самостоятельная деятельность детей.
В нашей группе создан центр природы, с подобранными растениями для детей данного возраста. Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы.
Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания- наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения. Я всегда уделяю много внимания необходимости формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитания нравственных чувств. Наблюдение — одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Провожу наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды.
Циклы наблюдений на участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения проводятся в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.
Циклы наблюдений, сопровождаются познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.).
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, которая сочетается с наблюдениями, в процессе которой я обучаю детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучаю детей умению использовать и понимать символы. Мы регулярно фиксирует погоду. В младших и средних группах я помогаю детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старших группах я учу ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, учу детей сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела (есть лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объясняю, чем они полезны, предлагаю сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.
В зимнее время на нашем участке всегда вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки.
Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами, помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту. Дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек, крупы, сало, семечки для птиц- все это дети приносят из дома. В нашем детском саду проходят 2 акции:
1. «Покормите птиц зимой»
Ее целью является изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой».
Родители и дети ответственно относятся к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек. Они их изготавливают из бросового и природного материала
2. Акция «С каждого по зернышку».
Ее цель: сбор корма для птиц, систематическое пополнение кормушек собранным в ходе акции кормом.
Дети наполняют кормушки для птиц их угощениями. Таким образом, дошколята знакомятся с особенностями птиц, узнают новые факты из их жизни. Кроме того ребята изготовили вместе с воспитателями буклеты, в которых подробно рассказывается о видах угощения, рекомендуемого для зимней подкормки. Дети и их родители приносят разнообразный корм для птиц : пшено, гречку, семена подсолнечника, семена тыквы, печенье, сухари, и др.