Приложение МААМ

Дополнительное образование как средство реализации внеурочной деятельности

Кристина Юсупова
Дополнительное образование как средство реализации внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».

Г. В. Плеханов

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования направлены на достижение качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Инновационность такого образования заключается в том, что оно рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. В стандарте указывается на необходимость освоения образовательными организациями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.

Публикация «Дополнительное образование как средство реализации внеурочной деятельности» размещена в разделах

В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Значительно усиливается воспитательная составляющая деятельность дополнительного образования. В ее задачи входит привлечение детей в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности. Это неизбежно ведет к возрастанию роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Именно в Федеральных государственных образовательных стандартах впервые уделяется столь значительное внимание деятельности учащихся, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающих потребностям детей разных возрастов, способностей, возможностей здоровья. Дополнительному же образованию отводится вспомогательная роль: предлагается использовать его как форму или средство организации внеурочной деятельности учащихся. Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связана с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями, а стандарты с одной стороны значительно повышают статус внеурочной деятельности, а с другой – снижают значение и место дополнительного образования в целом и в школе в частности. Общими характеристиками внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования являются :

время реализации

– за пределами обязательных учебных занятий и основных учебных программ;

формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.);

связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы. Важными характеристиками, различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование, являются:

1) Основная организационная «единица» («модуль») внеурочной деятельности – класс или группа одно- или разновозрастных учащихся; «единица» дополнительного образования детей – творческий коллектив, и приоритетным для дополнительного образования остается возможность работать с одаренными детьми, проявляющими не просто интерес к тому или иному виду деятельности, а способности, талант и умения, между тем как внеурочная деятельность объединяет всех без исключения;

2) Кадры. Внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т. п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми, т. е. специалисты в той или иной сфере человеческой деятельности;

3) Научно-методической основой деятельности классных руководителей, воспитателей является план работы и сценарий мероприятия, а у педагогов дополнительного образования – образовательная программа с полным комплектом структурных частей и продуманных специальных процедур их оценки и утверждения;

4) Последним, но наиболее существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на учащихся, а дополнительное образование – на детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер.

В первом случае остается взаимодействие между учителем и учеником, а во втором – между педагогом (мастером, тренером) и ребенком.

В дополнение к сказанному отметим, что ориентация на детей означает создание пространства детства в школе, дает возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка – на спортсмена, художника, актера и т. п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах. Реализуя задачи дополнительного образования, необходимо разрешить и существующее противоречие между требованием, с одной стороны, к освоению образовательного стандарта, а с другой — к созданию условий для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это сложно, в первую очередь, для учителей-предметников, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства, но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Этот факт делает совершенно очевидным то, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку (для этого требуются значительные средства, время, дополнительные возможности).

Дело в невозможности (профессиональной, временной, качественной) соединить решение слишком большого числа обязанностей – работа педагога- предметника + деятельность классного руководителя + проведение занятий в творческом объединении. Тем более что творческое объединение в системе дополнительного образования детей – это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель. Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественного и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и других видов деятельности, число которых весьма велико. Сужение их разнообразия и снижение качества подготовки приведет к выхолащиванию самой сути дополнительного образования детей, а значит, резко сократит образовательные, творческие, культурные, профориентационные возможности подрастающего поколения. Более целесообразным представляется сохранение дополнительного образования в общеобразовательной организации (школьное дополнительное образование, или ее статусное выделение (отдельные ФГОС, не зависящее от внеурочной деятельности. Это поспособствует гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволит создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за «хорошего ученика», в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М. К. Мамардашвили, которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, гражданином, свободным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников :

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей)

Услуги учреждений дополнительного образования в условиях модернизации системы образования являются востребованными для общеобразовательных учреждений, а правильно организованное сотрудничество может быть взаимовыгодным для учреждений и положительно сказаться на общем результате единого образовательного процесса.

Внеурочная деятельность в школе и в учреждении дополнительного образования позволяет решить целый ряд важных задач. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка.

1. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.

2. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.

3. Формирование навыков коммуникативного общения.

4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.

5. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

6. Обучение правилам и формам совместной работы.

Практическая деятельности основывается на следующих принципах:

• Включение учащихся в активную деятельность.

• Доступность и наглядность.

• Связь теории с практикой.

• Учёт возрастных особенностей.

• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

В соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности:

1. Спортивно-оздоровительное.

2. Общекультурное направление.

3. Социальное направление.

4. Общеинтеллектуальное направление.

5. Духовно-нравственное направление.

Основная задача учреждений дополнительного образования и внеурочная деятельность в школе – создание полноценного пространства воспитания и социализации личности

Список литературы:

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.

2. Бахчиева О. А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О. А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.

3. Вяземский Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения : инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С. 4-13.

4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников : методической конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

Публикации по теме:

Дополнительное образование «Я умею говорить». Возраст 3–4 года Актуальность данной программы заключается в развитие речи ребенка путем интегрированных занятий. Работа по развитию речи детей занимает.

Дополнительное образование одаренных детей посредством организации кружка «Умелые пальчики» (тестопластика) Наверняка, каждый воспитатель сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяют стандартные задания, им не интересны дидактические игры,.

Дополнительное образование в ДОУ как ресурс удовлетворения образовательных потребностей детей с разными возможностями «Дополнительное образование в ДОУ как ресурс удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями».

Дополнительное образование в ДОУ. Анализ работы логопедического кружка Учитель-логопед МБДОУ д/сад №7 «Белоснежка» Дрожжина Т. А. Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования.

Дополнительное образование «Веселая математика» АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Фотоотчет «Дополнительное образование «Юный шашист». Наши достижения»Фотоотчет «Дополнительное образование «Юный шашист». Наши достижения» Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном детстве, несомненно, является важным для общего развития и становления личности. Нет.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Обобщение опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» Актуальность «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное.

Педсовет «Дополнительное образование в ДОУ»Педсовет «Дополнительное образование в ДОУ» Педсовет "Дополнительное образование в ДОУ" Цель: расширение знаний педагогов об организации дополнительного образования в условиях ДОУ.

Экскурсия как форма внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» Технология, как школьный предмет не только вооружает обучающихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительное образование как средство реализации внеурочной деятельности
Опубликовано: 30 августа 2018 в 10:12
+89Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительное образование как средство реализации внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Юсупова (УИ 1579801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД