Папки-передвижки

Экологическое образование дошкольников в физкультурной деятельности

Ольга Грицан
Экологическое образование дошкольников в физкультурной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с увеличением требований качества образовательного процесса детей в рамках дошкольного образовательного учреждения возрастает роль всех его компонентов, включая экологическое образование и физическое воспитание.

Экологическое образование является ключом к росту экологического сознания и формирования экологической культуры. Основным в рамках экологического образования является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, а наиболее благоприятный период для этого - дошкольный возраст. В то же время одной из важнейших задач ДОУ является формирование ценностного отношения воспитанников к собственному здоровью и жизни, что реализуется в первую очередь, в процессе физкультурной деятельности.

Публикация «Экологическое образование дошкольников в физкультурной деятельности» размещена в разделах

С. Б. Шарманова, Н. Ю. Мищенко, А. И. Фёдоров, рассматривают дошкольный возраст как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Доказано, что усвоение любой познавательной информации, в том числе и экологического содержания, эффективно при непосредственной включённости детей в двигательную деятельность.

Поэтому, учитывая образный характер восприятия дошкольников, их эмоциональную чувствительность, стремление к творчеству, а так же потребность в движении считаю целесообразным при проведении физкультурной деятельности :

• наполнять её содержание подвижными играми и физическими упражнениями, имитирующими объекты и явления живой и неживой природы, деятельность человека в природе и др., так как это позволяет воспитанникам, погружаясь в предлагаемые обстоятельства, ставить себя на место живых объектов и таким образом знакомиться с их жизнью изнутри;

• использовать художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, ведь через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы;

• использовать картины, фотографии, иллюстрации, на которых дети видят истинную окраску животных, птиц, многие реальные события из их жизни, движения, позы (при условии, что детальное рассматривание картин и беседы по ним проводятся предварительно до физкультурного занятия с целью формирования у воспитанников представления об объекте или явлении).

Подбор подвижных игр, физических упражнений, художественного слова, наглядно-иллюстративного материала по выбранной теме осуществляется:

- с учётом возраста детей,

- в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования,

- в соответствии с комплексно-тематическим планом детского сада.

Так, например, работая по теме календарного плана «Родина моя», на физкультурном занятии используется образ русской берёзы, вначале детям предлагается отрывок «Люблю берёзку русскую…» (А. Прокофьев, после чего они двигаются хороводом под русскую народную мелодию «Во поле берёза стояла» (на носках, руки вытянуты вверх, кисти рук «листочки»). Затем дети изображают пластикой и мимикой разные образы Берё зы не похожие друг на друга: искривлённые, изогнувшиеся в разные стороны, которых не щадили зимние ветры и метели и весёлые, улыбающиеся навстречу солнцу, такие, как на картинах Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Берёзовая роща».

Опыт работы показал, что воспитанники всех возрастных групп с большим интересом относятся к физкультурным занятиям экологической направленности, т. к. занятия носят сюжетную и игровую форму. Дети увлеченно включаются в игру, легко входят в образ, поэтому значительно лучше начинают понимать ощущения и переживания, например, животных, ежедневно сталкивающихся с проблемами добывания пищи, спасения от врагов, воспитания детёнышей и др. По мере накопления опыта и понимания смысла подобных игр, дети учатся реагировать на новые игровые ситуации и события, что отражается на точности выполнения ими соответствующих двигательных действий.

Использование художественного слова помогает воспитанникам обобщить и осмыслить красоту родной природы, так перед проведением подвижной игры «Перелёт птиц» (тема «Осень») целесообразно прочитать строки стихотворения В. А. Жуковского:

«Птичка летает, птичка играет, птичка поёт

Птичка летала, птичка играла, птички уж нет…».

Отгадав загадку про белку: «Быстрый, маленький зверек, по деревьям скок – поскок», малыши с удовольствием выполняют прыжки с продвижением вперед.

Проговаривая стихотворение «Грибы» (В. Незвал, дети шагают на месте, выполняя пальчиковою игру – переплетают пальцы «корзиночкой», затем показывают пять пальцев, поочерёдно массируя каждый, начиная с большого:

«Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

А второй лисичка –

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело».

Для работы с дошкольниками разработаны : комплексы общеразвивающих упражнений с включением стихов, песенок, потешек, загадок, в которых отражены образы природы и животных, составлена картотека подвижных игр экологической направленности, картотека пальчиковых игр и логоритмических упражнений, подборка упражнений дыхательной гимнастики, стихов, загадок, пословиц и поговорок, иллюстративного и фотоматериала. Разработан материал совместных игр родителей с детьми.

Таким образом, учитывая всё изложенное выше, можно сделать вывод, что наполнение физкультурной деятельности экологическим содержанием

способствует формированию у дошкольников целостной картины мира и установлению взаимосвязей между объектами и явлениями окружающей среды.

Материал для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Тема: «Солнышко и дождик»

Солнышко красно,

Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, цвести, расти!

Солнышко красно,

Гори-гори ясно!

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи,

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!

(Е. Благинина)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко спит (пальчики сжаты в кулачок)

Солнышко просыпается (разжимаем кулачок)

Лучами нас обогревает (сжимаем и разжимаем пальчики)

И снова – засыпает (сжимаем пальчики в кулачок)

(На повтор меняем руки)

Дождик, капай веселей,

не жалей водички.

Чтобы травка подросла,

чтоб запели птички.

(О. Вит)

Пальчиковая гимнастика «Дождь»

Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивать по любой поверхности.)

А потом сильнее дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучать ладошками.)

Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучать ладошками.)

Гром, гром, гром! (Хлопать в ладоши.)

В небе молния кругом! (Поднимать руки вверх и потрясти ими.)

Солнце встанет, так и утро настанет (поговорка)

Осень идет и за собою дождь ведет (поговорка)

Комплекс О. Р. У. «Солнышко и дождик»

1. «Погреем руки на солнышке»

И. п. - ноги слегка расставить, руки за спину

В. : руки вперёд, ладони вверх – вниз, сказать: «Горячо», вернуться в и. п.

2. «Спрячемся от дождика»

И. п. - стоя ноги врозь

В. : наклон вперёд, прикрыть лицо руками «спрятались», выпрямиться

3. «Посушим башмачок»

И. п. - сидя упор сзади, ноги вместе

В. : поднять прямую правую (левую) ногу, подержать, опустить

4. «Мы на солнце спинки греем

Подрастаем, здоровеем»

И. п. - лёжа на животе, руки в упоре под подбородком

В. : согнуть ноги в коленях, подвигать ими, вернуться в и. п.

5. «Мы под солнышком растём»

И. п. - стоя, руки внизу

В. : руки через стороны вверх, потянуться, вернуться в и. п.

Логоритмическое упражнение «Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.

(Потягивания, руки вверх)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

(Потягивания, руки в стороны)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Солнце с тучкою опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется-

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдется-

В небе радуга смеется.

(В. Берестов)

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.

Вариант: на слова «Дождик!» дети собираются под зонтом, который держит педагог.

Материал для работы с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Зайцы и волк»

У зайчика ушки

торчат на макушке,

Любит он вкусный

листик капустный.

Бегает быстро

и прыгает ловко,

Всё потому, что

ест он морковку!

Про волка

Зайцу страху нагоняет,

Хочет съесть его в обед!

Как зовут его — все знают,

Это волк, сомнений нет!

Загадки

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех …

(Волк)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Зайка по лесу скакал,

(пальчики "скачут" по поверхности)

Зайка корм себе искал.

(пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется

(пальчики медленно «идут»)

Заяц путает следы,

Убегает от беды!

(пальчики быстро-быстро «бегают»)

Логоритмическое упражнение «Волк»

День и ночь по лесу рыщет

(изображать крадущегося волка)

День и ночь добычу ищет

(прикладывать руки к голове по очереди)

Ходит – бродит волк молчком

(идти крадучись, руки к губам)

Уши серые торчком.

(указательные пальцы к голове)

Упражнение «Заячьи прыжки»

(прыжки на месте, и продвигаясь вперёд)

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке –

Непоседы – ребятишки

Прыгают, как зайчики

Девочки и мальчики!

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Играющие изображают зайцев, один из них - волк. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики. Волк прячется на противоположной стороне площадки - в овраге. Воспитатель произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок,

На зеленый, на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произнесет слово «волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить.

Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайцев, на роль волка выбирается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Каждый заяц занимает только свой домик.

Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Ручейки и озёра»

***

Разлился ручеёк, золотой рожок,

У-ух!

Разлился ключевой,

Звонкий, голубой.

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам.

У-ух!

(русская народная песня)

***

Как прекрасны бывают озера,

Окруженные лесом густым,

Над водою склоняются ивы,

Тихо шепчут под ветром кусты.

(Марк Львовский)

Русская народная игра «Ручеёк»

Участники разбиваются на пары, берутся за руки. Пары выстраиваются друг за другом. Выбирается один водящий, который становится в конец колонны. Дети поднимают вверх сомкнутые руки, играет веселая музыка, а водящий входит в образовавшийся «тоннель». Проходя мимо детей, он выбирает одного малыша, при этом как бы разбивая существующую пару, и становится с этим ребенком в самое начало колонны (естественно, таким же образом взявшись за руки). Тот ребёнок, который теперь остался без пары стает водящим. Он бежит в начало колонны и повторяет действия предыдущего игрока. Если играет много детей (колонна слишком длинная, тогда новый водящий не дожидаясь, когда вновь создавшаяся пара станет в начало, бежит в начало и начинает выбирать себе пару. Так получается, что ручеек течет быстрее, а это еще веселее.

Подвижная игра «Ручейки и озёра»

Цель: закреплять умение бегать «змейкой» в колонне по одному, развивать слуховое внимание.

Дети строятся друг за другом по 6-8 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети «змейкой» бегут своей колонной. Колонны играющих бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг- «озеро».

Загадки

Кто бежит по горным склонам.

Извиваясь и дрожа.

Прячась в зелени зелёной,

Наподобие ужа. (Ручей)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряют косынки,

Глядятся в него молодые березки -

Свои перед ним поправляют прически.

И месяц, и звезды - все в нем отражается.

Как же это зеркало называется? (Озеро)

Надо наклониться, чтобы из ручья напиться (русская народная пословица)

Воду нужно уважать —

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем,

Без воды угаснет каждый!

Публикации по теме:

Воспитание личности через экологическое образование “Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,.

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания «Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания» МБДОУ «Детский сад № 137» Воспитатели: Калганова.

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэнчээри» Доклад на тему: «Экологическое образование и воспитание.

Анкета для родителей (законных представителей) «Экологическое образование детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем наиболее интересно организовать работу.

Консультация «Поколение ЭКО. Экологическое образование в дошкольном учреждении» АКТУАЛЬНОСТЬ В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно.

Экологическое образование дошкольного в играх или как воспитать дошкольника в любви к природе «Как воспитать дошкольника в любви к природе» «Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго,.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями. Домингуш Женге Наталья.

Экологическое образование и воспитание детей Экологическое образование и воспитание детей. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование дошкольников в физкультурной деятельности
Опубликовано: 19 мая 2018 в 13:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование дошкольников в физкультурной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Грицан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД