Приложение МААМ

Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников

Маркелова Анастасия
Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников

Аннотация. Рассказывается об изучении мнения родителей об экологическом воспитании дошкольников в образовательной организации. В статье представлен практический опыт работы с семьей по экологическому образованию старших дошкольников.

Ключевые слова: анкетирование, экологическое образование старших дошкольников, взаимодействие с семьей.

Публикация «Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников» размещена в разделах

Сейчас проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Думается, что положительный ответ на этот вопрос мы сможем дать тогда, когда люди будут мыслить «экологически» и будут понимать, как нельзя вести себя в окружающем их мире.

Человека с экологическим образом мыслей можно только воспитать. Обретение экологической культуры необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Еще до недавнего времени главная роль в воспитании подрастающего поколения отводилась обществу, то в последнее годы произошло признание ведущей роли семьи в воспитании детей. На данный момент и государство, и наука основная ответственность за воспитание ребенка возлагают на родителей, а дошкольное учреждение, школа и т. п. призваны оказывать помощь в выполнении воспитательных функций, реализации воспитательного потенциала семьи [6, с. 14]. Мы задались вопросом, каким должно быть взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей в плане экологического образования детей?

Ответы на многие наши вопросы по экологическому воспитанию деток в совместной деятельности с семьей нам помогло найти анкетирование пап и мам нашей старшей группы. Анкетирование показало, что все родители имеют представления об экологии, экологических проблемах, о важности экологических знаний, но больше всего их волнуют вопросы организации питания, сна детей, прогулок на свежем воздухе, а также содержание работы в дошкольном учреждении по развитию речи детей и формированию математических представлений.

Лишь практически четверть родителей (25%) считает, что они должны наряду с дошкольным учреждением воспитывать бережное отношение к природе. Хотя они осознают, что семья может многое сделать в этом направлении: беречь природу, сажать деревья, подкармливать птиц и т. д. На вопрос «В чем Вам нужна помощь дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников?» 20% родителей не смогли ответить, либо ответили, что не нуждаются в помощи детского учреждения. На вопрос «Каким образом Вы учите детей охранять природу?» выявил следующее: 50% родителей в целях формирования умений и навыков правильного поведения в природе применяют в основном словесные методы (беседы, разъяснения, запреты, мало используются при этом воспитывающие возможности личного примера и практической деятельности.

В целом, проведенное нами анкетирование позволило сделать некоторые выводы: семьи дошкольников не в полной мере осознают важность экологического воспитания детей и не очень хорошо понимают, как это делать правильно, то есть можно говорить о низкой экологической культуре самих взрослых.

В своей дальнейшей работе с семьей по экологическому образованию детей мы решили : использовать возможности родителей, работать со взрослыми дифференцированно и искать нетрадиционные формы работы.

Первое направление –использование возможностей родителей в экологическом воспитании детей в условиях детского сада. Мы приглашали мам и пап на акции по озеленению территории МБДОУ. Конечно, при этом присутствовала детвора, а чаще всего вместе с родителями мальчики и девочки копали ямки, поливали саженцы цветов. При случае семьи ухаживали за цветниками и в дальнейшем: поливали, пропалывали, готовили к зиме.

Много радости доставила и детям и взрослым акция «Трудно птицам зимовать-надо птахам помогать!» -здесь в основном старались папы: мастерили, оформляли кормушки, мамы с детьми собирали корм для птиц. В один из дней все собрались на центральной площадке, поблагодарили пап за изготовленные кормушки, а затем все вместе их повесили, насыпали корм.

Видели дети, как родители помогали оснастить уголок природы новыми комнатными растениями, за которыми дошкольники ухаживали с особым рвением - ведь это мама принесла и велела поливать цветок. Дети в курсе, как поступают папы и мамы, и большинство будет им подражать.

Второе направление-использование нетрадиционных форм взаимодействия с семьей в экологическом образовании детей. Одна из форм выезды на природу. В лесу и в поле рассказывали малышам о животных, птицах, насекомых и их домах. Воспитатели акцентировали внимание на красоте деревьев, чистоте воздуха, тишине, пении птиц, легком дуновении ветра. Во время единения с природой у ребенка развивается любознательность, забота об окружающем мире, интерес к животным и растительным объектам. Во время таких прогулок зарождается любовь к природе, приходит понимание ее ценности — что составляет сущность экологического воспитания детей.

Информативны и значимы и для взрослых и для детей фотовыставки природоохранного характера, организуемые в группе: «Разноцветные бабочки», «Первоцветы всего света», «Разноцветная осень» и др. Когда объявляешь такую выставку, то зачастую родители откликаются не сразу. Но стоит только принести кому-то одну работу, потом другую и тут же повышается интерес и работ становится все больше. Радует реакция детей. С какой гордостью они сообщают всем, что этот коллаж они делали вместе с мамой или папой. И совсем не важно, много ли ребёнок принял участие в изготовлении материалов или мало, всё равно это принесло пользу и для ребёнка и для родителей. Фотовыставка выполнила свою задачу-было привлечено внимание к проблемам бережного отношения к живым объектам.

В планах нашей группы- активное сотрудничество с родителями по экологическому образованию воспитанников, создание семейных презентаций «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии, коллажи – отдых на природе: парк, лес, на даче, проведение консультации для родителей «Играя, познаем природу», в ходе которой мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр; проведение вместе с родителями мини – акции «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку, после чего проведем совместное развлечение и расскажем о пользе витаминов для нашего организма.

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи поможет ребенку осознать свое место в природе, почувствовать свое единство с ней, важность и необходимость бережного, заботливого отношения ко всем живым организмам и всему природному окружению в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.

2. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 3.- С. 87-94.

3. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

4. Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 336с.

6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.

Публикации по теме:

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэнчээри» Доклад на тему: «Экологическое образование и воспитание.

Анкета для родителей (законных представителей) «Экологическое образование детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем наиболее интересно организовать работу.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое образование детей дошкольного возраста» Подготовила Коробко Наталья Борисовна воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» Г. о. Балашиха, 2016 год.

Консультация «Поколение ЭКО. Экологическое образование в дошкольном учреждении» АКТУАЛЬНОСТЬ В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно.

Презентация «Экологическое образование в ДОУ» Основой реализации основной общеобразовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех.

Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность, потому что все усваивается крепко.

Экологическое образование дошкольника посредством экологических игр в детском саду Экологическое образование дошкольника посредством экологических игр в детском саду Каинак Е. А воспитатель ГБДОУ №50 Приморского района.

Экологическое образование дошкольников в физкультурной деятельности В связи с увеличением требований качества образовательного процесса детей в рамках дошкольного образовательного учреждения возрастает роль.

Экологическое образование и воспитание детей Экологическое образование и воспитание детей. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников
Опубликовано: 26 октября 2018 в 19:06
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Маркелова Анастасия (УИ 1548663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД