Татьяна Шкеева
Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Шкеева Татьяна Владимировна
Жарикова Светлана Владимировна
Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Аннотация: в статье затрагиваются вопросы социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе, раскрываются основные аспекты понятия социализации. Описывается один из способов социализации воспитанников через организацию системы работы по Лего конструированию. Авторы описывают ряд условий, которые позволяют организовать групповую работу над детскими техническими проектами, и способствуют установлению гармоничных отношений ребенка с микросоциумом.
Публикация «Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
Ключевые слова: социализация, социальная среда, социальные отношения, образовательная робототехника, социальная адаптация, вербальная, неверальная коммуникация, коммуникативные способности.
Современное общество подвержено резким и порой весьма кардинальным изменениям, что находит свое отражение в развитии и формировании личности ребенка. С каждым годом процент детей дошкольного возраста, испытывающих трудности в общении со сверстниками и взрослыми увеличивается. Несмотря на то, что их родители стали больше внимания уделять включению детей в разнообразные детские коллективы, делая ставку на дополнительное образование, проблема социализации дошкольников по-прежнему не теряет своей актуальности.
Говоря о социализации дошкольника, подразумеваем формирование его готовности к освоению различных социальных ролей, к выбору собственной роли в системе социальных отношений и желанию включиться в эту систему.
Процесс социализации понимаем, как активное освоение дошкольником социальной среды, форм поведения в этой среде и гармонизацию отношений с другими участниками социума, а также собственное развитие в этой среде.
Конструктор Лего в ДОУ на сегодняшний день одно из самых востребованных средств обучения. Он идеально вписывается в условия преемственности дошкольного и начального школьного образования; отвечает требованиям ФГОС и соответствует основным направлениям концепции развития математического образования в России.
Образовательная робототехника, как весьма перспективная учебная среда, делающая упор на обучение практической и прикладной математике, набирает всю большую популярность как в дополнительном, так и в общем образовании. Однако, потенциал конструктора Лего, как средства обучения, не ограничивается развитием математических и креативных способностей ребенка.
Применяя в своей педагогической практике конструирование из наборов Лего, делаем упор на формирование и развитие способов взаимодействия старших дошкольников друг с другом. В силу своих возрастных особенностей, для ребенка в возрасте 5-7 лет общение со сверстниками в детском коллективе становится актуально значимым. Его статус в группе, социальные переживания, отражающие его отношение к нормам и правилам поведения, его эмоциональное состояние, самооценка, уровень общения, - основные показатели успешной социализации и адаптации дошкольника, с учетом которых мы стараемся организовать деятельность старших дошкольников при организации групповой технической деятельности.
Универсальность Лего конструкторов позволяет педагогу учитывать индивидуальные потребности каждого воспитанника, его познавательные интересы, уровень развития технических способностей.
Разрабатывая программу и систему работы с детьми, имеющими трудности социализации, обязательно знакомим дошкольников с правилами работы в микрогруппе. Такая форма работы принципиальна, и является основным отличием от просто конструирования в свободной деятельности или деятельности воспитанников во время занятий. Организация в микрогруппы (не более четырех человек) дает педагогу возможность координировать, регулировать процесс взаимодействия, предвосхищая потенциальные затруднения, которые неизбежны на раннем этапе. Организуя воспитанников, учитываем степень социальной адаптации, возможности или трудности коммуникации дошкольников. Психологи рекомендуют подбирать участников с разным уровнем социальной адаптации, и также включать детей, у которых процесс социализации не вызывает затруднений.
Степень успешности группового взаимодействия во многом зависит от регламентируемых в группе правил. Подбирая тот или иной проект, педагог может разработать свой свод правил с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, их темперамента, креативного потенциала каждого участника.
Руководствуемся основным набором правил для дошкольников :
• каждый участник группы должен внести свой вклад в создание проекта;
• случайную поломку необходимо исправить;
• если тебе необходима деталь, которая находится у другого участника группы, умей с ним договориться (забирать деталь силой запрещено);
• обсуждая и договариваясь, будь вежливым, не повышай голос;
• не размахивай руками и ногами, это может привести к поломке проекта;
• не помещай детали LEGO в рот;
• по окончании деятельности, необходимо навести порядок.
Стоит отметить, что организованная таким образом техническая деятельность дошкольников позволяет им приобрести опыт проживания таких ролей, как например:
• инженер: наблюдает за ходом выполнения работы и следование инструкциям.
• строитель: соединяет детали конструкции.
• поставщик: осуществляет подбор подходящих по размеру, форме и цвету деталей, и передает их строителю.
• директор: обеспечивает сотрудничество всех участников команды, следит за их успешным взаимодействием.
В течение одного занятия, ребенок имеет возможность примерить на себя каждую роль, что способствует более успешной социализации, расширению и формированию его коммуникативных способностей.
Конструирование из ЛЕГО очень популярное увлечение среди детей старшего дошкольного возраста, оно имеет ряд отличий от специально организованной деятельности, которая подразумевает руководство педагогом следующими принципами:
• Выбор специально отведенного времени и пространства для LEGO проекта регулярно.
• Поощрение невербальной и вербальной коммуникации педагогом.
• Знакомство с декларативным языком и поощрение его использования участниками группы.
• Обсуждение участниками каждого этапа деятельности над проектом.
• Поощрение и поддержка сотрудничества в команде.
На начальном этапе занятий возможно использование одного- двух принципов, для ребенка, который не принимал участие в таком взаимодействии ранее, будет достаточно сложно соблюдать все условия сразу.
Таким образом, участие воспитанников в специально организованной технической деятельности с ЛЕГО в микрогруппах позволяет удовлетворить такие социальные потребности, как:
- потребность в комфортных межличностных отношениях;
-потребность в понимании;
- потребность в наличии жизненных целей и смыслов;
- потребность в познании окружающего мира;
- потребность в творческой реализации.
Использование Лего конструкторов в процессе социализации дошкольников способствует созданию комфортных условий для проживания детства воспитанниками, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ему свободу, формирует позитивное мироощущение, самочувствие.
Список литературы.
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2004.
2. Емельянова, И. Е. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов / И. Е. Емельянова, Ю. А. Максаева – Челябинск: ООО «РЕКОПОЛ», 2011.
3. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М., 2003
4. Ольшанский Д. В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
5. Павлова Р. Н. Становление субъектного опыта детей дошкольного возраста в условиях развивающей среды ДОУ [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-subektnogo-opyta-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-razvivayuschey-sredy-dou ( дата обращения: 01.04.2018).
6. Позднякова, О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №5-6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-stadiya-sotsializatsii-lichnosti ( дата обращения: 01.04.2018).
7. Усынин, В. В., Волчегорская Е. Ю., Фортыгина С. Н. Развитие креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами LEGO-конструирования [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2017. №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativno-tehnologicheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-sredstvami-lego-konstruirovaniya ( дата обращения: 01.04.2018).
8. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей. -СПб. : Наука, 2010.-195с.
9. Церковная, И. А. Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-sozdaniya-obrazovatelnoy-sredy-orientirovannoy-na-interesy-rebenka ( дата обращения: 01.04.2018).