Светлана Сивцева
Экологический проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Зимующие птицы»
старшая группа «Чуораанчык»
Воспитатель: Сивцева Светлана Петровна
Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.
Публикация «Экологический проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Срок реализации: октябрь 2019г. -март 2020 г.
Объект проекта : процесс воспитания и обучения
Участники проекта : воспитанники группы, их родители, воспитатели группы.
Цель проекта : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта :
- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта;
- сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах;
- развивать творческие и интеллектуальные способности детей;
- привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Основные методы реализации проекта :
- определение темы, постановка цели и задачи;
- определение методов и приемов работы;
-диагностирование экологического воспитания;
- подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
- подбор материала для творческого труда;
- составление перспективного плана.
Основные формы реализации проекта :
- игровая;
- познавательная;
- продуктивная;
- работа с родителями.
Продукт проектной деятельности :
Рисунки, поделки детей, фотографии занятий, кормушки.
I этап – подготовительный
- обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- обоснование, предсказание путей реализации проекта;
- разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
II этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
III этап – заключительный
- обработка результатов по реализации проекта;
- презентация проекта.
Работа с родителями:
- оформление папки – передвижки: «Птицы – наши друзья»;
- оформление выставки: «Птицы такие разные»;
- изготовление кормушек для птиц.
Перспективное планирование проекта «Зимующие птицы»
Месяц Содержание работы Цели
Октябрь Прогулка по территории детского сада. (наблюдение за птицами) Развивать наблюдательность, интерес, желание помогать птицам.
Беседа: по картине «Птицы наши друзья» Дать представления о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразие)
Изготовление кормушек для птиц. Совместно с родителями Учить детей изготавливать кормушки прививать любовь к птицам
Ситуативный разговор: «Как мы можем помочь птицам зимой? Из каких частей состоит кормушка?»
Наблюдение: «Какие птицы прилетают на участок?» Уточнить название птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стойкой.
Ноябрь Познавательное занятие «Зима. Зимующие птицы» Расширять представления детей о зиме. Расширять знания детей о птицах зимующих. Дать представления о том, как зимуют птицы, чем питаются, как обустраивают свое жилище.
Конкурс смотр кормушек «Покормите птиц зимой», совместно с родителями. Наблюдать за птицами в естественной среде за их поведением во время кормления. Сходства и различие питания птиц зимой и летом.
Оригами. «Птицы улетают в теплые края» Совершенствовать прием работы с бумагой.
Художественное чтение: М. Горькай «Барабыай оото»- остуоруйа, Кэскил стр 148 Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах.
Наблюдение: «Какой воробей?» Учить детей замечать характерные особенности строение птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.
Декабрь Занятие по развитию речи «Зимующие птицы» Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, обогатить словарный запас слов по данной теме.
Лепка «Снегирь на ветке рябины» Обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приемы: скатывание сплющивание, учить передавать движение.
Дидактическая игра: «Птичья столовая» Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Рассматривание птичьих следов Научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками птичьих следов).
Наблюдение: «как птицы кормятся на кормушке?» Учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
Январь Экспериментирование: «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы» Расширить знания детей о птицах, о том зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.
Просмотр картины «Птичья столовая», иллюстраций зимующих птиц, рассказ воспитателя о зимовании птиц. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Рисование «Птицы зимой» Развивать у детей воображение творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические фигуры.
Февраль Беседа: «Почему зимой птиц стало меньше?» Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи-пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда где ее много.
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц : «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели» Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.
Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей» Воспитание любви к природе через художественное слово.
Экскурсия по территории детского сада Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц; учить видеть особенности их поведения зимой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
Наблюдение: «Сколько ног у птиц и как они ходят?» Уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном назначении: с помощью ног пернатые ходят по твердой поверхности (дороге, крыше, сидят на ветках, птицы передвигаются по разному.
Март Подвижная игра: «Воробьи и вороны» Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П. И. Чайковского «Времена года» Научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение.
Аппликация: «Какие птицы живут в зимнем лесу» Уточнить представление детей о птицах воспитывать сочувствие к живой природе; учить детей создавать силуэт птицы; воспитывать художественный вкус.
Загадки по теме «Зимующие птицы» Развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет и т. д.) и уметь отгадывать их по описанию.
Экологическая сказка «Воробышек» Развивать в детях творческие способности по составлению сказки; воспитывать любовь к природе через художественное слово.
Результаты реализации проекта
В ходе реализации данного проекта у детей :
- в группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц;
- сформируется система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- родители станут принимать активное участие в жизни группы и детского сада.