Вера Буклинова
Экологический проект «Насекомые» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ НЕПОСЕДЫ»
(для детей старшего возраста)
Автор проекта : Воспитатель Буклинова В. А.
Тип проекта : Познавательно-творческий
Продолжительность проекта : Средней продолжительности
Участники проекта : Дети старшей группы №4, воспитатели группы, родители
Образовательная область: Экологическое воспитание
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о маленьких обитателях-насекомых нашей планеты
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
Образовательные
-Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные и общие признаки (всех насекомых отличают наличие 6 ног, разделенного на 3 части туловища и усиков).
Воспитательные
-Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям на планете;
-Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных созданий», в ней все целесообразно;
-Вредные с нашей точки зрения насекомые – являются пищей для птиц, которые выполняют свою роль в эволюции планеты.
Развивающие
-Развивать творческие способности, речь, мышление, память, коммуникативно навыки и эмоциональную отзывчивость.
Актуальность заключает в том, что ознакомление детей с природой является одной из важнейших задач ДОУ. Дети должны увидеть связь насекомых и их влияние на окружающую среду. Воспитанники должны устанавливать зависимость жизни насекомых от изменений в природе. В ходе реализации проекта у детей воспитывается гуманное отношение к окружающей и понимание того, что насекомые являются её составляющим, без которых не может существовать планета.
Планируемый результат:
-Вызвать интерес к многочисленному миру насекомых;
-Систематизировать знания детей о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, в воздухе, на земле;
-Воспитание бережного отношения к насекомым;
-Проведение выставки поделок по теме проекта, драматизация сказки М. Михалкова «Лесные хоромы»;
-Пополнение ППРС по теме проекта;
-Привлечение родителей к участию в проекте.
Области интеграции: Познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: Непосредственно-образовательная; экспериментально-исследовательская; игровая; художественно-эстетическая.
Формы и методы: Длительное наблюдение природы; беседы и обсуждения; рассматривание коллекции «насекомые»; рассматривание иллюстраций; опыты и исследования; просмотр мультфильмов и презентаций; чтение художественной литературы и сказок; разгадывание кроссвордов, лабиринтов; игры подвижные, настольные, дидактические, театрализованные; разучивание стихов, загадок, песен, пальчиковых гимнастик и физкультминуток; художественная мастерская; проведение КВН, викторин и эстафет.
Краткий план реализации проекта
Тема недели Виды детской деятельности
1-я неделя июня
«Кто такие насекомые?» • Рассказать детям кто такие насекомые и как они возникли
• Рассматривание коллекции насекомых
• Чтение сказки В. Берестов «Честное гусеничное»
• Кроссворды из журнала «Понимашка» (расшифруй название насекомых и впиши в строчки)
• Игры с песком на улице «Строим домики из песка для насекомых»
2-я неделя июня
«Виды насекомых» • Рассказ воспитателя о разнообразных видах насекомых (ползающие, прыгающие, летающие)
• Рассматривание насекомых в «Уголке Книги», чем они похожи и чем отличаются (всех насекомых отличают наличие 6 ног, разделенного на 3 части туловища и усиков)
• Рисуем на асфальте мелом паутинку для паука
• Чтение Н. Майер «Паучок-художник»
• Задание лабиринты из журнала «Смекалочка №6 2011 стр. 5)
3-я неделя июня
«Маленькие исследователи» • Опытно-поисковая деятельность на участке (как называются эти насекомые)
• Ручной труд из бросового материала на участке «Строим домишки для муравьишек»
• Рассматривание насекомых через лупу
• Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанные насекомые»
4-я неделя июня
«Полезные насекомые-пчела» • Познавательный рассказ о пчеле (Шорыгина «Насекомые» стр. 12); Беседа о трудолюбие
• Сказка К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках»; конструируем домик для пчелок
• Рисование нетрадиционным способом (пальчиковое рисование) «Пчела»
• Составление описательного рассказа о пчеле; Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
• Подведение итогов за месяц – игра КВН
1-я неделя июля
«Полезны насекомые -муравьи» • Познавательный рассказ о маленьких трудяшках – муравьях (Шорыгина «Насекомые» стр. 8)
• Коллективная творческая работа – аппликация «Муравьишки»
• Чтение рассказа В. Берестов «Как муравьишка домой спешил»
• Загадки и отгадки; Дидактическая игра «Отгадай загадку и найди отгадку»
• Задания на логику «Найди муравьев разных профессий и раскрась кружочки в нужные цвета» (журнал «Маленькие непоседы №16 2011 стр. 4); Разучивание стихотворения про муравья
2-я неделя июля
«Полезные насекомые-бабочки» • Рассматривание книги «Моя первая книга» о природе бабочки, беседа по содержанию книги; Доп. мат-Шорыгина «Насекомые» стр. 24
• Рисование мелом на асфальте «Бабочки»
• Беседа и рассматривание книги «Как появилась бабочка»; Театрализация игры «Бабочка» (кн. «Подвижные тематические игры» стр. 119)
• Творческая деятельность – оригами «Бабочка»
• Коллективная работа «На лугу оригами из фантиков)
3-я неделя июля
«Полезные насекомые-божья коровка» • Рассматривание иллюстраций «Божья коровка» и сообщение знаний об этом насекомом (Шорыгина «Насекомые» стр. 31)
• Чтение Г. Скребицкой «Счастливый Жучок»; Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
• Составление рассказа по плану: Кто это? Какого она размера? Какие части тела есть? Как она передвигается? Приносит пользу или вред?
• Задачки про насекомых; ориентировка на листе бумаги
• Изготовление «макета» божьи коровки из скорлупы грецких орехов
4-я неделя июля
«Полезные насекомые-шмель» • Познавательный рассказ о шмеле (Шорыгина «Насекомые» стр. 13)
• Рассматривание книги «Мир насекомых»; Беседа по содержанию и разучивание стихотворения о шмеле
• Загадки о полезных насекомых; Нарисуй кто тебе больше из них понравился
• Рисуем пластилином «Соты для пчел»
• Итоговое мероприятие за июль спортивно познавательное развлечение «Эстафета насекомых)
1-я неделя августа
«Вредные насекомые - кузнечик» • Рассматривание иллюстраций о кузнечике и рассказ воспитателя об этом насекомом (Шорыгина «Насекомые» стр. 20)
• Пересказ рассказ З. Строкова «Насекомые осенью»
• Художественный труд №Полянка насекомых из бросового материала»
• Составляем сказку как кузнечик спешил в гости; Пальчиковая игра «Кузнечик»
• Рисование «Кузнечик на полянке»
2-я неделя августа
«Вредные насекомые - стрекоза» • Познавательный рассказ о стрекозе (Шорыгина «Насекомые» стр. 21); Театрализованная игра «Насекомые»
• Разучивание басни Крылова «Стрекоза и муравей»
• Рисование по басне Крылова «Стрекоза и муравей»
• Конструирование из семян ясеня и пластилина «Стрекоза»; Пальчиковая гимнастика «Стрекоза»
• Знакомство с народными приметами, правило поведения в природе (кн. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» стр. 102)
3-я неделя августа
«Вредные насекомые - муха» • Вспомнить с детьми каких насекомых они знают, познакомить с новым насекомым-мухой (Шорыгина «Насекомые» стр. 38)
• Чтение Чуковского «Муха-цокотуха)
• Рисуем на асфальте «Насекомые»
• Дидактическая игра «Бывает- не бывает»»; Загадки о насекомых
• Викторина о насекомых; Выкладывание фигурок из спичек (Жук на зеленой полянке ползает, дойдет до конца и упадет. Крыльями бабочка машет, летает с цветка на цветок – нектар собирает)
4-я неделя августа
«Наши маленькие непоседы» • Обобщающая беседа о насекомых; Разучивание считалки: 1-2-3-4-5 игры будем начинать, пчелы в поле полетели-зажужжали, загудели. Сели пчелы на цветы, мы играем-водишь ты.
• Математика от насекомых (журнал «Маленькие непоседы» №16 2011 стр. 16); Лабиринты
• Рассказ воспитателя о правилах безопасности при взаимодействии с насекомыми; театрализованная игра «Превращение» («Подвижные тематические игры» стр. 119)
• Итоговое мероприятие: Коллективная работа -аппликация «Удивительные маленькие непоседы»
• Итоговое мероприятие: Драматизация сказки М. Михайлов «Лесные хоромы»
Результат проведенной работы:
Участие в проекте стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного созидательного отношения к окружающему миру.
Совместная проектная деятельность помогла родителям получить необходимые педагогические приемы, которые непосредственно требуются в семейном воспитании. Родители приняли активное участие в подборе игрового материала, выучили с детьми небольшие стихи и составили сказки. Была организованна выставка «Поделки своими руками». С помощью родителей была создана папка по познавательному материалу на тему: «Насекомые». Для родителей были проведены консультации «Как проявить любовь к природе», «Первая помощь при укусе насекомых» и др.
Используемая литература:
Е. А. Алябьева «Тематические дни в детском саду»
Е. А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей от 2 до 7 дет»
Журнал «Маленькие непоседы»
Журнал «Понимашка» №34,37
Журнал «Смекалочка» №14,15,16, 2011
И. В. Гурина «Как появляются бабочки»
Книга «Подвижные тематические игры для дошкольников»
Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»
Н. Е. Веракса «Работа над проектами в детском саду. Современное дошкольное образование №5 2008»
С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»
Т. А. Шорыгина «Насекомые, какие они»