Дмитриева Елена
Экологический проект «Насекомые вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект во второй младшей группе «Солнышко»
на тему: «Насекомые вокруг нас»
Тема проекта «Насекомые»
Творческое название «Насекомые вокруг нас»
Автор Дмитриева Е. В.
Тип проекта: Краткосрочный, познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Публикация «Экологический проект „Насекомые вокруг нас“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Участники проекта Воспитатель, дети и родители группы «Солнышко».
Возраст участников Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Сроки реализации 05.08.2019г. – 09.08.2019г.
Проблема: Во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Актуальность
Формирование у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир, бережно к нему относиться. Сформировать у детей представления о насекомых, их пользе и вреде, развивать творческие способности.
Объект Насекомые
Предмет Особенности жизни насекомых.
Гипотеза Если дети больше узнают о насекомых, поймут, какую важную роль они играют для природы и для человека, то будут беречь и ценить насекомых.
Цель проекта • формировать у детей представления о насекомых.
Задачи проекта
• дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка);
• учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики);
• формировать навыки исследовательской деятельности;
• развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; эмоциональную отзывчивость;
• воспитывать любознательность, бережное отношение к живому.
Ожидаемый результат:
• дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, гусеница, паук, кузнечик, пчела, комар, муха);
• иметь представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, пищит);
• иметь представления, где и как зимуют насекомые;
• знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• будут самостоятельно наблюдать за насекомыми, бережно обращаться с ним, использовать свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
Методы исследования:
• Наглядные (наблюдения, просмотр мультфильмов).
• Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование потешек, пальчиковых игр).
• Практические (рисование, лепка).
Работа с родителями:
• Консультация «Оказание первой помощи при укусах насекомых».
• Наблюдение за насекомыми вместе с родителями.
• Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, потешки, стихи).
• Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Дюймовочка», «Под грибом».
Продукт проекта:
• Тематические папки по теме проекта:
стихи о насекомых;
загадки про насекомых;
пальчиковая гимнастика о насекомых;
физкультминутки о насекомых.
Реализация проекта:
I Этап – подготовительный:
1. Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».
2. Определение цели и задач проекта.
3. Сбор информационного материала:
изучение методических пособий и литературы по теме;
подбор художественной литературы по теме;
подбор дидактических игр по теме, наглядных пособий.
4. Привлечение родителей к участию в тематических выставках.
5. Составление перспективного плана мероприятий.
II этап – основной этап (практический):
Развитие речи:
1. Беседа: «Забавные букашки»
Цель: Познакомить детей с насекомыми на картинке.
2. Беседа: «Не будешь им мешать, они тебя не укусят»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения при встрече с насекомыми
3. Звуковая культура речи «Пчёлы в поле полетели»
Цель: Учить чётко и правильно произносить звукоподражательные.
4. Дидактическое упражнение «Подуй на бабочку»
Цель: Развивать речевое дыхание.
Ознакомление с окружающим:
1. Наблюдение на прогулке «За летающими бабочками», «За божьей коровкой», «За муравьями», «За гусеницей».
Цель: Развивать наблюдательность
2. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
Цель: Учить узнавать и правильно называть насекомых по внешнему виду. Называть действия, какие они совершают (летают, ползают, прыгают).
3. Просмотр мультфильма по произведению В. Сутеева «Под грибом»
Цель: Вызвать интерес к мультфильму. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
4. Презентация «Муравей под старой елью всем семейством строит дом»
Цель: Учить детей внимательно наблюдать за действиями муравьёв, отвечать на вопросы.
Художественная литература:
1. Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха»
Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить выделять главную мысль.
2. Пальчиковая игра «Божья коровка», «Бабочка». «Паучок на ветке»
Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом.
3. Чтение стихов о насекомых. «Бабочка» И. Ефремов, «Божья коровка» Ф. Грубин, «Муравьи» С. Михалков.
Цель: Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных строчек.
Художественное творчество:
1. Лепка «Пятнышки для божьей коровки»
Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.
2. Рисование «Бабочка – красавица»
Цель: Продолжать развивать желание работать с гуашью. Учить рисовать методом тычка, дорисовывать мелкие детали.
3. Рисование на асфальте «Насекомые»
Цель: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, интерес к художественному творчеству.
4. Раскраски по данной тематике.
Цель: Продолжать учить детей аккуратно закрашивать рисунки на данную тему, развивать у детей эстетическое чувство.
Познание:
1. Д/игра «Сложи картинку. Картинки половинки»
Цель: Учить составлять целое из частей.
2. Д/игра «Найди бабочку»
Цель: Упражнять в употреблении предлогов «в», «на», «около».
3. Д/ игра «Логическая цепочка из жуков» (большие, маленькие)
Цель: Учить располагать жуков в определённой последовательности.
4. Д/игра «Собери гусеницу».
Цель: Формировать умение собирать гусеницу по цвету.
5. Д/игра «Найди два одинаковых жука»
Цель: Учить видеть и находить одинаковые картинки.
Физическая культура:
1. Комплекс утренней гимнастики «Насекомые»
Цель: Развивать двигательную активность детей.
2. П/игра «Улитка, со мною проползи по дорожке»
Цель: Учить детей ползать по ограниченной поверхности.
3. П/игра «Бабочки и цветочки»
Цель: Учить действовать по сигналу, закреплять знания цветов.
4. П/ игра «Паучки»
Цель: Приучать малышей лазать по гимнастической стенке, залезать на нее и спускаться любым удобным способом.
III этап. Заключительный.
1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
2. Фотоотчет и публикация на сайте.
3. Оформление тематических папок.
Анализ проведенной работы:
Дети:
• Содержание проекта направлено на обогащение знаний детей о природе, воспитанию бережного, заботливого отношения к ней.
• Работа проводилась во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной.
• Дети с огромным интересом познавали жизнь насекомых, познакомились с местом их обитания, особенностями внешнего вида, воспитывалось доброжелательное отношение к насекомым через наблюдения, беседы, игры, чтение стихотворений, потешек, загадок, просмотр презентаций, мультипликационных фильмов.
• Большой восторг вызывали подвижные игры, через которые развивали двигательную активность и закрепляли знания о способах передвижения насекомых.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.
В заключение работы над проектом «Насекомые вокруг нас» следует сделать вывод:
• Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы.
• Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
Список использованной литературы:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (ФГОС).
• И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие.
• С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младшего дошкольника»
• С. Н. Николаева «Юный эколог» Москва Мозаика – Синтез 2005г.
• О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада», М. 2009.
• В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».
• интернет – ресурсы.