Татьяна Скрипник
Экологический проект в старшей группе «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в старшей группе «Огород на окне»
Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения большое значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Тип проекта : исследовательский - познавательный.
Сроки реализации проекта : апрель-июнь 2019г.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги.
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности;
- расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);
- уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение;
- учить детей приемам посева семян;
- формировать умение выращивать рассаду из семян;
- воспитывать желание ухаживать за растениями;
- формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Конечный продукт проекта- высадка рассады на огород детского сада.
Этапы реализации проекта.
№ пп Мероприятия Цели Ответственные Сроки реализации
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель
Родители. 1-я неделя
2 Консультация для родителей «Огород на окне» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатель 1-я неделя
3 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатель
Родители. 1-я неделя
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатель 1-я неделя
2 этап – основной.
Занятие «Дикорастущие и культурные растения» Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком,познакомить с интересными представителями мира растений. Воспитатель 2-я неделя
Рассматривание цветочных семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам Воспитатель 2-я неделя
Занятие «Посадка семян овощей» - обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;
- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;
- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
-развивать речевые навыки, обогащать словарь.
Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада. Воспитатель 3-я неделя
Опыт – наблюдение за ростом лука, овса. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна Воспитатель 2-я неделя
Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. П: Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатель 3-я неделя
Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатель 3 - неделя
Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец). Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями Воспитатель 3 – неделя
Рисование «Наш лучок»;
Рисование «Наши растения», Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения[9,с. 15].
8 Аппликация «Овощи на тарелке». Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками Воспитатель
9 Художественная литература Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни,
• Сказка «Репка».
• Сказка «Вершки и корешки».
• Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».
• К. Чуковский. «Краденое солнце»
• Бехлерова Е. «Капустный лист».
• Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик.».
р. н. с. «Репка»,
белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,
Носов «Репка»,
Ю. Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.
10 Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».
Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
«Четвертый лишний»
«Чудесный мешочек»
Лото «Что растет на огороде»
Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».
• Дидактические игры «Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?»
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».
Дидактическая игра «Цветочный магазин».
• Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».
11 Подготовка информации для родительских уголков.
12 Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями. Воспитатели 7-8-я неделя
13 Труд в природе. Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели 6-я неделя
14 Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. Воспитатели 7-я неделя
Итоговое занятие высадка рассады на огород детского сада 7-я неделя
3 этап – заключительный.
15 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатели 8-я неделя
16 Анализ результативности Воспитатели 8-я неделя
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.