Медведева Ольга
Экологический проект «Сказки, найденные в траве»
▼ Скачать + Заказать документы
Что надо сохранить в душе взрослого?
Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность ребёнка.
Горячую отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту.
Доверчивость. Мироощущение поэта: жизнь – сказка.
Из дневника В. В. Бианки
Актуальность темы
Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. У многих телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. От взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным эпизодом в его жизни. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги разговаривают с нами, дают нам добрый совет, становятся живыми друзьями для нас. Педагогу необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей. Дошкольнику присущи чувства переживания, сочувствия, он любознателен. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы. Знания особенностей жизни, роста, развития насекомых помогают детям научиться правильному отношению к ним. Проект поможет детям узнать больше о жизни насекомых, а также посредством чтения произведений художественной литературы, заучивания наизусть стихотворений будет способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к живой природе.
Публикация «Экологический проект „Сказки, найденные в траве“» размещена в разделах
Информация о проекте
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный
По количеству участников: групповой
Участники: воспитатели, дети второй младшей группы, родители, музыкальный руководитель
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых через ознакомление с произведениями художественной литературы по теме проекта.
Задачи проекта:
- создать в группе необходимые условия для реализации проекта;
- формировать у детей элементарные представления о насекомых: особенностях их внешнего вида; способах передвижения; способах питания насекомых, защите от врагов, пользе и вреде для человека;
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, учить чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;
- посредством ознакомления с произведениями художественной литературы, заучивания наизусть стихотворений о насекомых способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к живой природе;
- расширять представления детей и родителей о детской литературе;
- приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
- обогатить словарь детей новыми словами по теме «Насекомые»;
- формировать желание получать удовольствие от общения с природой;
- развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, познавательную активность;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемые результаты:
- обогатилась развивающая предметно - пространственная образовательная среда группы;
- дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения насекомых; о вреде и пользе, которую они приносят людям, растениям, птицам; узнают и называют насекомых;
- дети находят сходства и различия, владеют обобщающим понятием «насекомые»;
- дети относятся к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов;
- дети более бережно относятся к живому миру природы;
- начинают формироваться навыки исследовательской деятельности;
- создана система работы по ознакомлению детей с художественными произведениями.
Исследовательская деятельность детей:
- Чем питается божья коровка?
(В ходе исследований дети выяснили, чем питается божья коровка; был сделан вывод, что это насекомое – хищник.)
- Чем вредны мухи?
(С помощью родителей дети узнали, какой вред может принести муха; в результате исследования сделали вывод, что муха переносит грязь.)
Оборудование и материалы:
- книги В. Бианки, К. Ушинского, Г. Ганейзера, Н. Романова, Ю. Дмитриева, Л. Толстого, К. Чуковского, В. Леонова, А. Усачёва, Э. Мошковской, И. Мордовиной, С. Маршака;
- иллюстрации, изображающие насекомых в природе;
- набор игрушек «Насекомые»;
- настольно-печатные игры по теме;
- материалы для продуктивной изобразительной деятельности;
- серия картинок «Насекомые»;
- энциклопедия «Класс насекомых»;
- методический раздаточный материал.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, обобщение материалов проекта, презентация.
1 этап – подготовительный
Мероприятия
1. Анкетирование родителей.
Цель: выявить, читают ли родители детям книги; какие произведения предпочитают слушать дети.
2. «Круглый стол» с участием родителей.
Цель: обсудить цели и задачи проекта; сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
3. Подбор библиотеки по теме проекта (художественной и энциклопедической литературы, стихотворений, загадок).
Цель: развивать интерес у детей к произведениям русских писателей, способствовать развитию познавательного интереса.
4. Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе).
Цель: пополнить библиотеку книгами о природе.
5. Оформление родительского уголка: размещение публикаций, консультаций, рекомендаций по теме проекта («Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Если ребёнок боится насекомых», «Осторожно, клещи!»).
Цель: просвещение родителей.
6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набора игрушек, дидактических игр по теме проекта.
Цель: создать условия для реализации проекта.
7. Изготовление костюмов насекомых и атрибутов к инсценировке сказки К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
Цель: создать условия для реализации театрализованной постановки «Муха-цокотуха» по произведению К. Чуковского.
8. Изготовление родителями с детьми поделок из природного материала на выставку «Насекомые».
Цель: привлечение родителей к совместному творчеству с детьми.
2 этап – основной
Мероприятия
1. Оформление книжного уголка в группе.
Цель: развивать интерес к художественной литературе.
2. Составление карточек (загадки, пословицы, наблюдения).
Цель: формировать поисковую деятельность у детей; способствовать развитию познавательного интереса.
3. Рассматривание иллюстраций в книгах.
Цель: развивать интерес к книгам о природе.
4. Чтение произведений: «Муха-цокотуха» К. Чуковского, «Капустная белянка» К. Ушинского, «Муравейник зашевелился» В. Бианки, «Кузнечик-невидимка» Г. Ганейзера, «Где её дом?» Н. Романовой, «Таинственные превращения» Ю. Дмитриева, «О муравьях» Л. Толстого, «Лесные домишки», «Приключения муравьишки» В. Бианки; заучивание наизусть стихотворений: «Стихи про насекомых» В. Леонова, «Божья коровка», «Кузнечик» И. Мордовиной, «Мотылёк», «Жучок» С. Маршака, «Жук», «Колыбельная кузнечику» А. Усачёва, «Кузнечик» Э. Мошковской.
Цель: побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе; учить понимать идею произведения; дать детям знания о жизни насекомых в природе.
5. Целевая прогулка к пруду. Наблюдения за насекомыми в естественной среде обитания.
Цель: научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
6. Вечер загадок «Угадай, кто это?».
Цель: развивать у детей логическое мышление, способствовать расширению кругозора.
7. Лепка «Божьи коровки на листочках».
Цель: учить детей передавать характерные особенности насекомого в лепке.
8. Беседа «Что мы знаем о насекомых нашего края?»
Цель: выяснить из личного опыта детей, что они знают о насекомых, уточнить особенности насекомых.
9. Подвижные игры: «Бабочки», «Поймай комара», «Пчёлы летят», «Насекомые над лугом», «Кузнечики».
Цель: способствовать реализации потребности детей в двигательной активности.
10. НОД «Мир насекомых».
Цель: расширить представления детей о насекомых; воспитывать бережное отношение к природе.
11. Проведение словесных, настольно-печатных, дидактических игр: «Кто лишний?», «Кого не стало?», «Летает - не летает», «Скажи одним словом», «Польза или вред?», «Назови ласково», «Посчитай насекомых», «Отгадай загадки», «Чей дом?», «Угадай героя сказки, рассказа».
Цель: закрепить с детьми полученные знания о насекомых.
12. Коллективная аппликация «На лугу».
Цель: развивать эстетическое восприятие красоты мира насекомых.
13. Инсценировка сказки К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
Цель: развивать творческие способности в передаче характерных особенностей насекомых.
14. НОД «Реклама насекомых».
Цель: развивать у детей умение составлять рассказ о насекомых по схеме.
15. Ручной труд «Полечим книгу».
Цель: учить детей бережно относиться к книгам.
16. Домашнее задание: сочинение сказок, рассказов родителями с детьми по теме проекта.
Цель: способствовать совместному сотрудничеству педагогов с родителями и детьми.
17. Музыкальная деятельность (разучивание песен, танцев, прослушивание музыкальных произведений).
Цель: развивать музыкальный слух, голос, память.
18. Дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика по теме проекта.
Цель: поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей.
19. Рисование при помощи техники монотопия «Бабочка».
Цель: передавать в рисунке характерные особенности насекомых.
20. Литературный аукцион по прочитанным произведениям.
Цель: выявить у детей знания по теме, умение узнавать произведения по отрывкам.
21. Выставка поделок из природного материала.
Цель: привлечение родителей к совместному творчеству с детьми.
22. Исследовательская деятельность детей: «Чем питается божья коровка?», «Чем вредны мухи».
Цель: формировать навыки исследовательской деятельности у детей.
3 этап – заключительный
1. Презентация проекта
Цель: представить творческий отчёт о проделанной работе.
Вывод:
На основе сравнительных данных по познавательному развитию детей, можно сделать вывод, что чтение дошкольникам произведений художественной литературы, заучивание наизусть стихотворений по теме проекта даёт положительный результат. Потребность детей расширить свой кругозор возросла, дети обращаются с вопросами, словарный запас по теме проекта увеличился. Дошкольники пользуются предлогами, местоимениями, прилагательными. При помощи прилагательных обозначают не только размер, но и цвет, свойства и качества предмета. Дети точнее излагают свои мысли. Участие в проекте позволило сформировать у детей представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность; способствовало воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к живой природе.