Елена Лавренова
Проект «Экологический калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу рассказать о работе по экологическому воспитанию, которая проходила в нашей группе «Непоседы».
Проект «Экологический калейдоскоп», который мы отправляли на сайт «Наше Подмосковье»
Описание проекта :
Экологическое направление плотно входит в каждое направлений воспитательной работы, так как имеет огромное влияние на творческое, интеллектуальное и нравственное воспитание детей.
Публикация «Проект „Экологический калейдоскоп“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
У дошкольников необходимо формировать экологическую культуру, однако, этому аспекту воспитания уделяется недостаточно внимания. В результате наблюдений, экскурсий, прогулок, можно заметить, что экологическое самосознание детей в дошкольном возрасте сформировано недостаточно, в большей степени преобладает потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды. Для решение этой проблемы нами был разработан данный проект по экологическому воспитанию детей. Имеет три направления, включающие в себя теоретическую и практическую составляющие.
Ожидаемые результаты проекта :
-проявление интереса к флоре и фауне родного края, простейшим взаимосвязям в природе;
- развить в детях эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы;
-у детей должны быть сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
-будут бережнее относиться к природе.
Цель проекта :
Формировать неравнодушное отношение подрастающего поколения к природе родного края посредством экологического воспитания.
Задачи проекта :
Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к природе и навыков поведения в ней;
Овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области экологии; проводить наблюдения за экологическими объектами, выполнять экологические эксперименты и опыты;
Развивающие:
Развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний и знаний о связях в окружающем природном мире;
Развитие творческих способностей детей, связанных с творческой, практической, исследовательской и опытнической деятельностью.
Воспитывающие:
Воспитание чувства ответственности за свои действия в природе и обществе.
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
Достигнутые результаты:
За прошедшее время дети и их родители приняли активное участие в конкурсах и выставках поделок из природного материала, своими руками сделали кормушки для птиц, все вместе участвовали в создании библиотеки, куда вошли книги о животном и природном мирах,художественные книги о природе (Пришвин М., В. Бианки и и др.). В настоящее время, дети с большим интересом следят за ростом и развитием растений, посаженных своими руками - цветами на клумбах и клубникой в огороде; пропалываем и поливаем их вместе. У детей формируется стойкий интерес к окружающему их миру, и,вместе с этим, дети стали добрее и внимательнее по отношению друг к другу.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта :
1. Экспериментально-научный блок:
-создание библиотеки о теме проекта "Зеленый мир"
- интеллектуальная игра "Знатоки природы"
- познавательная викторина "В гостях у принцессы Флоры"
2. Художественно-эстетический блок:
- выставка поделок из природного материала
- театральное представление "Зеленая сказка"
- работа детей в технике "Пластилинография"в соответствии с темой проекта
3. Практический блок:
- зеленый десант: посадка огорода на окне;
посадка растений на огороде и цветов на клумбах.
Социальная значимость проекта :
Природа – наш общий дом и все живущие в нём, должны заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наше образовательное учреждение обеспечивает эколого-биологическое, интеллектуальное, оздоровительное, познавательное, социально-личностное развитие детей. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в субботниках, экологических акциях, озеленении - огромная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА
Действующие лица:
Петух.
Лиса.
Заяц.
Медведь.
Избушка в деревне. Из окна выглядывает Петух и поёт.
ПЕТУХ. Рано утром на заре Распеваю: кукаре…
Как прекрасен мир вокруг –
Поле, лес, река и луг.
Потихоньку появляется Лиса. Подслушивает так, чтобы Петух ее не видел.
ЛИСА. Пой-пой, красавчик мой вкусненький… А мой мир сейчас еще прекрасней станет… После того, как я тобой позавтракаю!
Лиса хватает Петуха и тащит его в лес.
ЛИСА. (тащит Петуха и поет)
Что за чудо, что за диво! Петушок – на радость всем. Только что он пел красиво, А теперь его я съем!
ПЕТУХ. Не ешь меня, Лисонька, я тебе что-то важное скажу!
ЛИСА. Да что ты мне такого важного сказать-то можешь? Чем семечки от зернышек отличаются? Ха-ха! Нет уж, ощиплю тебя и полакомлюсь.
ПЕТУХ. Как бы тебя завтра саму на шубу не пустили! А вместе с тобой и всех остальных лесных жителей!
ЛИСА. (вскрикнула и от испуга выпустила Петуха). Что ты такое говоришь- то, птичка неразумная? Пугать меня вздумал. Да я тебя! (Бросается за Петухом. Тот убегает за дом и из-за угла говорит)
ПЕТУХ. Хоть ты лиса и хитрющая, но люблю я твой веселый нрав. Да и не злая ты в общем. Поэтому скажу: завтра в лес охотники собираются, большую добычу хотят получить. Так что, спасайтесь, кто может! (Исчезает)
ЛИСА. Спасибо, вкусняшка разноцветная! (Бежит в лес, кричит) Спасайся, кто может! И куда же мне это свою драгоценную шкурку-то спрятать? Найду-ка я кустик погуще. Наши лесные заросли всегда меня спасали. Мечется в поисках густого куста
Батюшки, а кусты-то все вокруг какие-то облезлые! Хотя, чего тут удивляться, я сама столько нор под этими кустами вырыла, что все корешки повыдергивала. Стыд-то какой!
(Смотрит вверх на крону деревьев).
Ой, да что кусты - на березах листьев меньше, чем на вениках в бане. Да и берез самих поубавилось, одни пеньки торчат. Это что же такое в лесу творится? Неужто злодей какой всё вокруг попортил?
Появляется заяц. Он очень весел. В его лапах большие куски березовой коры. Он с аппетитом уплетает их за обе щеки.
ЗАЯЦ. Рано-рано поутру Все березы обдеру! Очень я люблю кору. Всей семье её беру!
ЛИСА. Что ж ты, Косой, делаешь? Как тебе не стыдно?
ЗАЯЦ. А с какой стати мне стыдно должно быть? Ты петушков на завтрак уплетаешь, а мне и берестой побаловаться нельзя? ЛИСА. Да ты оглянись вокруг – добрая половина берез в лесу голые стоят, слезами обливаются. ЗАЯЦ. А я-то тут при чем? Я оторвал клочок коры снизу и дальше побежал. С чего этим капризулям белостволым плакать-то?
ЛИСА. Эх ты бестолочь! Две извилины в голове и те в уши ушли! Из-за этих твоих «клочков» березки сока из земли не получают, страдают, плачут, сохнуть начинают.
ЗАЯЦ. Как же я сам-то этого не понял? То-то я смотрю: в каком лесу ни поселюсь, деревья вокруг чахнуть начинают. А я всё ругаюсь про себя, мол, что за природа такая неприветливая, никак меня к себе в гости принимать не хочет. А оказывается, я не гость, а вредитель какой-то! (Плачет от стыда) ЛИСА. Не плачь, глупыш лопоухий! Главное, что мы с тобой наконец-то поняли, что только от нас самих зависит, в каком лесу нам жить придется. 3 ЗАЯЦ. Верно, Лисонька! Впредь умнее будем. Только вот непонятно, почему у нас вместо полянок одни просеки образовались? Что за ураган все деревья повыдергивал? Раздается хруст деревьев и кустарников.
Появляется Медведь с березкой в руках. Отмахивается от комаров. Поёт.
МЕДВЕДЬ. Ох напасть из ночи в ночь. Жить мне старому невмочь: Только солнышко с горы - Спать мешают комары.
ЛИСА. Так вот что это за «ураган» такой! Что ж ты, косолапый делаешь? ЗАЯЦ. Зачем деревья в лесу ломаешь, природу губишь?
МЕДВЕДЬ. Никаких сил нет! Измучился совсем! Ночами не сплю, нервным стал из-за этих комаришек проклятых. Что ж мне теперь и веточку сорвать нельзя, чтобы от них обороняться?
ЛИСА. Вообще-то эти «веточки» деревьями называются. Из них лес состоит, в котором, между прочим, все мы живем.
ЗАЯЦ. Под этими «веточками» мы прячемся, отдыхаем и веселимся. Среди них детишки наши живут.
ЛИСА. Ты, косолапый, видимо, хочешь, чтобы потомки наши в пустыне обитали, в тушканчиков и змей превратились? Сам-то ты в норке что ли жить собираешься?
МЕДВЕДЬ. Ну, будет-будет, застыдили совсем. (Оглядывается вокруг) Что-то вдруг в лесу нашем светлее как-то стало или это я спросонья в другой лес забрел?
ЗАЯЦ. Ах ты «бедненький», заблудился он… Не догадывается, кто тут каждую ночь березы да елки прореживает!
МЕДВЕДЬ. Я, старый дурень, спросонья как-то и не подумал, что деревце за деревцем – так и весь лес уничтожить можно.
ЛИСА. Главное, что ты теперь это понял. А завтра совсем поймешь, когда охотники на нас охотиться придут.
МЕДВЕДЬ и ЗАЯЦ. (Хором). Какие охотники!
ЛИСА. Петух мне по секрету сказал, что с утречка пораньше деревенские ребята с ружьями наперевес к нам «в гости» собираются.
МЕДВЕДЬ. Вот от них-то нам точно не спастись.
ЗАЯЦ. (Плачет). Прощай, моя любимая зайчиха Глаша, прощайте, мои детки длинноухие.
Появляется Петух
ПЕТУХ. Кукареку! Вытри слезы, Косой! Жить твоей семье долго и счастливо.
ЛИСА. Издеваешься, пернатый! Ну я тебе покажу! (Бросается на Петуха. Медведь с Зайцем её останавливают)
МЕДВЕДЬ. Не горячись, Патрикеевна!
ЗАЯЦ. И то правда, Лисонька1 Может Петруша что-то важно сообщит. ПЕТУХ. Дело в том, что ребята наши деревенские настоящими ЛЮДЬМИ оказались. Собрались нынче на завалинке и порешили: негоже впредь лесной звериный люд изводить, его и так мало осталось. А посему идут завтра чащобу вашу от сухостоя очищать да порядок в лесу наводить.
МЕДВЕДЬ. А мы что же, в стороне останемся? Это же НАШ дом, нам в нем и убираться, украшать его всеми силами. Сегодня же начну сухие пни выкорчевывать, а на их место новые деревца сажать.
ЛИСА. А я пойду прелую листву собирать и под кустики её укладывать: пусть корешки витаминками полакомятся да сил наберутся.
ЗАЯЦ. Ой, а мне перед березками так стыдно! Наберу-ка я глины, да все ободранные мной стволы замажу, чтобы сок к листочкам побежал.
ПЕТУХ. А я, чтобы всем вам веселее было, песни звонкие буду петь! МЕДВЕДЬ. Только так…
ЛИСА. Всем миром…
ЗАЯЦ. Дружно, с любовью… ВСЕ ВМЕСТЕ. Мы спасем наш лес, нашу природу, наш ДОМ!
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО КОРОЛЕВЫ ФЛОРЫ.»
(викторина по временам года – весна).
Предварительная работа – экскурсии, наблюдения за изменениями в природе;
- ознакомление с народными приметами;
- работа над смыслом народных поговорок;
- чтение рассказов А. Онегова «Перелеска», «Хохлатка»,
«Ветреница», «Медуница», «Мать – и – мачеха».
Материал – чёрный ящик, фонограммы голосов птиц, иллюстрации, конверты с
заданиями, жетоны, для каждой команды – визитная карточка,
эмблема, колокольчик, магнитная доска.
Правила – соревнуются 2 команды («Жаворонки», «Скворцы», на столе у каждой
визитная карточка с изображением птицы, на груди – эмблема, на столе
колокольчик. Команда, правильно ответившая на вопрос получает жетон,
который выставляется на магнитной доске.
Ход ВИКТОРИНЫ.
Вед. Если снег повсюду тает, день становится длинней,
Если всё зазеленело, и в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер - значит к нам пришла … (весна).
Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о весне, её приметах, а задавать вопросы и оценивать их будет королева Флора, в гости к которой мы пришли.
(звучит муз. входит королева).
Флора Здравствуйте, мои друзья, рада встрече с вами я!
Это я, королева Флора, хозяйка всех лесов, полей, лугов. Наступила весна, я люблю это время года, потому что распускаются деревья, кустарники и цветы. Я так мечтала с вами встретиться и подготовила для вас много интересных вопросов. Вы готовы? (Да). Тогда начинаем нашу игру для эрудитов.
1 тур. «Вопрос – ответ». (звучит гонг, Флора задаёт вопрос, команды отвечают, помощник выставляет очки).
- как раньше называли март? (капельником, грачевником).
- в каком месяце частые туманы предвещают дождливое лето? (в марте).
- какой месяц должен весну разбудить и обогреть? (апрель).
- как апрель называли в старину? (водолей, березень).
- какие цветы расцветают весной первыми? (подснежники).
- как в народе называли май? (цветень).
- в мае 2 похолодания – когда? (цветёт черёмуха и дуб).
- чем птицы полезны человеку? (уничтожают вредителей).
- Внимание! Чёрный ящик! Здесь находится пушной зверёк, который любит
есть семена из шишек, грибы. Кто это? (белка).
Молодцы! На все вопросы первого тура ответили верно.
Вед. Музыкальная пауза. Песня «Солнечная капель».
Флора. Молодцы, ребята, как вы здорово подготовились! А теперь проводим
2 тур. «Вставь пропущенное слово».
- Февраль силён метелью, а март - … (капелью).
- Коли в мае дождь, сильной будет … (рожь).
- Где вода, там и … (верба).
- Когда цветёт … всегда холодно. (черёмуха).
Молодцы, и со вторым туром справились.
Вед. Музыкальная пауза. «Задорный танец».
Флора. Какие же вы весёлые ребята, мне очень нравится играть с вами.
3 тур. «Загадки – отгадки».
- Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не обгоняют. (месяцы).
- Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).
- На откосе, на лугу, босиком на снегу
Первые цветочки – жёлтые глазочки. (мать – и – мачеха).
- К маме – речке я бегу и молчать не могу.
Я её сын родной, а родился весной. (ручей).
- В синем небе голосок, будто крохотный звонок. (жаворонок).
- Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник расцветёт. (весна).
Внимание! Чёрный ящик! В нём находится портрет композитора, написавшего эту музыку. (вкл. запись). Вы должны назвать композитора и название произведения.
Вы просто молодцы! Я от вас такого не ожидала. Вы очень хорошо подготовились!
Вед. А вопросы для финального тура будут сюрпризом для тебя, дорогая Флора.
- О каком времени года говорится в стихотворении, которое прочитает Софья К. ?
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала.
(«Весна» Плещеев).
- Как назвал своё стихотворение П. Соловьёв, которое прочитает Илья Г. ?
В лесу, где берёзки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зелёную вытянул ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И робко спросил:
«Я вижу, погода тиха и ясна скажите, ведь правда, что это весна?»
(«Подснежник»).
Флора. Ребята, вы сегодня меня так порадовали, я получила такое наслаждение от нашей игры! Вы так много знаете о весне, её повадках, приметах и так любите её. Спасибо вам!
Дети исполняют песню – хоровод «Веснянка».
Вед. Подошло время подвести итоги нашей игры и наградить победителей.
(подводятся итоги, вручаются награды).
Флора. А я с большим удовольствием буду ждать вас в гости летом.