Саксина Ольга
Экологический проект «Поляна чудес» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»
Выполнила: воспитатель ОДО -2 Саксина О. Ю.
Москва 2017
Актуальность проекта
Актуальность ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром и природой обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность в 21 веке. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.
Публикация «Экологический проект „Поляна чудес“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. И начинать экологическое воспитание надо на этапе дошкольного детства. Дошкольный возраст благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки. Познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребенка в природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными. Данный проект помогает детям в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, в накоплении опыта самодеятельности, самоорганизации.
Проект охватывает младшую и подготовительную к школе группы.
Одним из важных звеньев по реализации проекта является взаимодействие воспитателей и родителей детей.
План по реализации проекта включает мероприятия с учетом возраста, возможностей и интересов детей. Ознакомление с окружающим миром и природой закладывается у дошкольников в процессе организации образовательной деятельности, во время досуговой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, проведении всевозможных экскурсий и встреч.
В проекте сохранено одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это взаимосвязь с практической деятельностью, экспериментированием, уходом за растениями. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе.
Данный проект включает работу с ближайшим зеленым окружением – на территории детского сада.
В ОДО №2 за время существования созданы все необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Территория детского сада достаточно обжитая, имеет экологическую тропу, все групповые участки озеленены. Коллектив родителей группы решил, что клумба на участке должна иметь более привлекательный вид и стать визитной карточкой участка нашей группы. Для решения данной проблемы необходимо создание комфортной и функциональной ландшафтной зоны части участка группы.
На территории участка, принадлежащей нашей группе, есть некоторые деревья и кустарники, но они не создают эстетического вида. Клумба с многолетниками требует обновления и реконструкции. Кроме того, необходимо сохранить зеленый щит участка.
Большая часть участка имеет относительно ровную поверхность. Структура почвы - суглинок и подзолистая.
И в результате мозгового штурма было принято решение реконструировать клумбу на участке группы.
Кроме того на составленной карте отражены деревья, кустарники и другая растительность, имеющие нездоровое состояние. Дети получают возможность принять участие в оздоровлении деревьев.
Проект содержит разнообразные методы и формы работы: сюжетно – ролевые игры; развивающие игры; дидактические игры; театрализованные игры; трудовые поручения; беседы; знакомство с произведениями искусства; чтение и рассказывание произведений литературы и фольклора; художественный труд; экспериментирование. В рамках проекта дети отправляются в путешествие на дачу детского поэта К. Чуковского в Переделкино и помогают Бибигону, лилипуту с Луны, понять, каким образом взрослые и дети заботятся о своем доме – природе на планете Земля.
Организация игры – путешествия дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа, участие в акции «Дети – детям» укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Данный проект призван показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Взаимодействие с родителями содержит следующие формы работы: консультация, беседы, ширмы, мозговой штурм, деловая игра, памятка -рекомендация.
Цель проекта: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.
Задачи проекта:
1. Создать условия для познавательной деятельности детей; воспитывать потребность в открытии новых знаний, в самостоятельном выборе средств для их открытия.
2. Формировать у детей природосообразное поведение; включать ребенка во взаимодействие с природой через систему социально значимых отношений «Я и природа - одно целое».
3. Формировать и закреплять навыки и умения в трудовой деятельности; развивать творчество, воображение, умение управлять процессом творчества (фантазирования).
4. Обеспечить право ребенка на разностороннее развитие и укрепление здоровья, воспитание потребности здорового образа жизни.
5. Повысить компетентность родителей по вопросам экологического воспитания (папки-передвижки, памятки-рекомендации).
6. Оснастить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с принципами культуросообразности, индивидуальности.
7. Применить в работе с детьми педагогические технологии, ориентированные на развитие экологической культуры.
8. Укрепить отношения сотрудничества с родителями, партнерские связи с воспитателями ОДО №2.
Реализованный проект позволит:
• увеличить количество детей, желающих ухаживать за природой, беречь и сохранять природные богатства;
• родителям получить дополнительные знания по экологическому воспитанию детей:
• образовательное учреждение приобретет опыт работы по проблеме формирования экологического поведения дошкольников;
• воспитатели получат возможность эффективно проводить работу по формированию целостной картины мира, целесообразно использовать экологическую тропу на территории детского сада.
План реализации проекта (сроки, содержание)
1 неделя апреля 2017г.
- Мозговой штурм: выбор проблемы;определение названия, цели и задач.
1 неделя апреля 2017г.
- Выявление уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительной к школе группы методом беседы, наблюдения.
1 неделя апреля 2017г.
- Изучение и анализ научно – методической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.
- Изучение литературы на тему «Ландшафтное проектирование и озеленение учебных заведений».
- Оценка состояния участка группы
1 неделя апреля 2017г.
- Разработка варианта реализации плана с элементами моделирования
2 неделя апреля 2017г.
- Разработка и проведение коллажа «Наш дом - Земля» с целью сформировать представление об окружающем мире, его многообразии. подбор иллюстративного материала из журналов, обрывки фотографий, газет, обоев; создание коллажа (образца) с целью знакомства детей с новым техническим приемом в изобразительном искусстве.
3 неделя апреля 2017г.
- Акция «Тайны Красной книги» с целью знакомства детей с растениями, занесенными в Красную книгу России (дети подготовительной к школе группы рассказывают детям младшей группы о растениях) подготовка детей к участию в акции; организовать просмотр видеофильма «Красная книга» в рамках акции; разработать и провести занятие по ФЦКМ «Ландыши».
4 неделя апреля 2017г.
- Акция «В чём нуждается растение?» с целью обучения детей младшей группы уходу за растениями: подготовка детей к участию в акции; составить план встреч детей младшей группы с детьми подготовительной к школе группы; организовать исследовательскую деятельность «Посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста, наблюдение за цветами, ведение дневника наблюдений) в рамках акции провести эксперименты:
«Что-то в коробке» Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
«Поливаем цветы». Необходимый инвентарь: детская лейка.
3 неделя апреля 2017г.
- Мастерская из природного материала «Кашпо своими руками»: сбор природного и бросового материала для оформления кашпо; организация выставки обновленных кашпо.
4 неделя апреля 2017г.
- Сюжетно - ролевые игры:
«Магазин «Цветы»» Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
«Служба спасения» (сотрудники службы спасения спешат на помощь в трудных жизненных ситуациях: при сильных пожарах, авариях на дорогах, землетрясениях)
- Экологические игры:
«Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой; составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
«Цветочный магазин» Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых, закреплять умение находить нужный цветок по описанию; научить группировать растения по виду.
«С какой ветки детки» Цель: развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях; закреплять правила поведения в лесу, в парке.
- Дидактические игры:
«Найди, о чём расскажу» Цель: описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.
«Чего не стало?» Цель: назвать растения по памяти.
«Куда спрятался Саша?» Цель: группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
«Найди такую же и назови» (парные картинки животных и растений). Цель: найти предметы по сходству; развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность.
«Какой цветок убрали?» Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
«Угадай по описанию» Цель: воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.
В течение апреля –мая 2017г.
- Разработка и проведение операции «Вперед, спасатели!»: обследование деревьев;
индивидуальная маркировка деревьев; оформление отчета о состоянии деревьев с рекомендациями и прогнозом; составление плана участка группы с обозначением поврежденных деревьев; работа с почвой (анализ, рыхление); лечение поврежденных деревьев (ликвидация грибов, покраска, санитарная обрезка сухих ветвей):
уборка мусора.
- Фотоотчет операции «Вперед, спасатели!»
- Разработка и оформление наглядности в родительском уголке по проблеме экологического воспитания детей младшей группы с целью повышения компетентности родителей.
- Деловая игра для родителей «Зеленая аптека»
В течение апреля – мая 2017г.
- Разработка и проведение ландшафтно-декоративного оформления клумбы на участке группы №1:сбор родителей по теме «Ландшафтный дизайн клумбы на участке группы№1 «Поле чудес»; обследование территории участка группы (поверхность, рельеф, система водоснабжения); составление плана участка группы с обозначением деревьев, кустарников, многолетников; оформление отчета о структуре почвы; создание рисунка (макет) ландшафтно-декоративного оформления клумбы на участке группы №1; встреча с представителями «ООО «Благоустройство»» с целью обсуждения способа сотрудничества; знакомство детей и их родителей с правилами создания ландшафтного дизайна, с приемами подбора растений для цветочной клумбы; отбор растений для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста; высаживание разнообразных цветочных, культурных и дикорастущих, лекарственных цветов на клумбе.
В течение апреля –мая 2017г.
- В рамках непосредственной образовательной деятельности: проведение тематических дидактических игр; чтение художественной литературы; представление наглядно-демонстрационных материалов; рассматривание картин художников, экскурсии.
Май 2017г.
- День волшебного рисования «Наш зеленый мир». Асфальтовая живопись.
- Оформление результатов проекта в виде мультимедийной презентации и информационного буклета.
- Демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся.
Литература
1.«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. СПб., 2003.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М., 2006.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2009.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007.
5. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». Для детских садов и начальной школы. ООО «Карапуз-Дидактика»., 2006.
6. Руднев В. В. Цветоводство. М., 1965г.
7. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа». М. ,2005.
8. Смирнова В. В. и др. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: 9. Программа и конспекты занятий. -Спб., 2001.
10. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. СПБ., 2007.
11. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2005.
12. Крижановская Н. Я. Основы ландшафтного дизайна. М., 2005г. Князева Т. П. Газоны. М., 2001г.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2006.
14. Линь В. В. Цветы в доме и фитодизайн., 2006г.
15. Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. Спб. ,2004
16. Мешкова Н. Н. ; Николаева С. Н. Наблюдения за птицами. //Дошкольное воспитание. 1997. №7
17. Молодова Л. П. Игровое экологическое занятие в детском саду. М. ,1999.
18. Марковский Ю. Б. Современный цветник. М., 2001г.
19. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2009.
20. Цапкова Т. И., Казулина В. В. Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений области. М., 2007г.
Приложение 1
Дидактические игры по экологии для детей младшей группы
«Лото» Цель: учить детей объединять предметы по месту их произрастания.
«Сложи картинку» (пейзажные) Цель: учить детей собирать целое изображение из отдельных частей.
«Да и нет» (игр. упр) Цель: дать детям представление о частях тела котенка и о звуках какие он издает.
«Узнай на вкус» Цель: учить детей определять на вкус овощи и фрукты.
«Угадай растение по описанию» Цель: учить детей находить основные признаки растения;
«Найди листок, какой покажу» Цель: учить детей находить и показывать листок, который назвала.
«Такой листок, лети ко мне» Цель: учить детей находить листья по сходству.
«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) Цель: учить детей называть деревья.
«Собери дерево из частей» Цель: учить детей собирать из отдельных частей целое.
«Где, спряталась матрешка» Цель: учить детей называть растения, воспитывать любознательность.
«Найди, о ком расскажу» Цель: учить детей находить животного по его характерным признакам.
«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) Цель: учить детей называть овощи и фрукты.
«Угадай по запаху» (овощи, фрукты) Цель: учить детей узнавать овощи и фрукты по запаху.
«Отгадай мою загадку» (о животных леса). Цель: учить детей с помощью ключевых слов, угадывать животных.
«Кто, что любит» (домашние животные) Цель: дать знание о том, чем питаются домашние животные.
«Угадай, что в руке» (игр. упр) Цель: учить детей узнавать предмет с помощью анализаторов.
«Когда это бывает» Цель: учить детей находить нужные картинки, по словесному описанию.
«Угадай, чей хвост» Цель: учить детей называть и различать животных; развивать сообразительность.
«Найди растение похожее на травку» Цель: учить детей находить нужное растение по указанию.
«Так бывает или нет?» Цель: учить детей называть времена года.
«Какое время года» Цель: учить детей отгадывать загадки по показанным и названным характерным признакам.
«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).
«Сложи картинку» (изображения лисы и зайца) Цель: учить собирать из отдельных частей целое.
«Где, спряталась рыбка» Цель: учить детей анализировать, названия растений.
«Научи мишку мыть растение» Цель: учить детей ухаживать за растениями, воспитывать любознательность и наблюдательность.
«Да или нет» Цель: учить детей называть части тела собаки.
«Так бывает или нет?» Цель: учить детей называть времена года.
«Научи мишку мыть растение» Цель: учить детей ухаживать за растениями, воспитывать любознательность и наблюдательность.
«Кто, чем питается зимой» (дикие животные) Цель: учить детей чем питаются дикие животные в зимний период.
«Кто, где живет» (лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по среде обитания.
«Сложи картинку из 4 частей (птицы) Цель: учить детей собирать из отдельных частей целое (синтез)
«Кого не стало (дом. животные) Цель: учить детей называть дом животных.
«Найди то, о чем расскажу» (овощи, фрукты) Цель: учить детей находить предмет по словесному описанию.
«Что мы делали сначала, что потом») (уход за комнатными растениями Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями.
«Чей детеныш» (дом. животные) Цель: учить называть животных и их детёнышей.
«Что, умеет делать рыбка» (слов, игра) Цель: учить детей различать повадки животных.
«В зимней столовой» Цель: учить детей называть зимующих птиц, учить подражать их повадкам.
«Птички» (игр. упр) Цель: учить детей согласовывать свои слова и действия, активизировать речь.
«Узнай по голосу, какая это птичка» Цель: учить детей узнавать издаваемые птицами звуках. Закрепить названия птиц.
«Угадай растение по описанию» (комнатные растения) Цель: учить называть характерные признаки растения; развивать наблюдательность.
«Кто, что любит» (дикие животные) Цель: дать детям представление о том, чем питаются зимующие животные.
«Когда это бывает» (загадки) Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) Цель: учить детей по описанию находить нужные картинки.
«Найди маму» (дикие животные) Цель: учить детей называть животных и их детёнышей, подбирая парные картинки
«Вороны» (слов игра) Цель: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в соответствии с произносимыми словами.
«Цветы цветут» (лото) Цель: учить подбирать парные картинки.
«Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» Цель: учить детей называть цветы.
«Птицы, которые прилетают весной» Цель: дать представление детям о перелетных птицах и их названия.
«Угадай, где что растет» Цель: дать представление детям о том, где растут овощи, фрукты, цветы.
«Найди ошибку» (сюжетные картинки) Цель: учить детей находить ошибки в изображении времен года.
«Найди дерево по описанию» Цель: учить детей называть признаки предмета; развивать наблюдательность
«Кто, где живет» (с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по среде обитания.
«Собери цветок из частей» Цель: учить собирать из отдельных частей целое (синтез). Уточнение названия частей растения.
«Кто, как двигается» (с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).
«Чья это тень» Цель: учить детей определять животное по силуэту.
Приложение 3
Экологические игры
Игра «Карнавал насекомых».
Покажите мне:
— трудолюбивую пчелку
— суетливого муравья
— ленивого паука
— злого жука
— нарядную божью коровку.
— А какую пользу или вред приносят нам насекомые?
(Трудолюбивые пчелы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мед, муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений).
— Много интересного можно узнать о насекомых, например, что уши у кузнечика находятся на ногах. А поют кузнечики с помощью крыльев.
— А самый сильный на земле не слон и не бегемот, а муравей, он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. Вот какой силач малютка-муравей.
Игра в слова.
Хлопните в ладоши, услышав слово подходящее муравью, пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке.
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, тля, усатый, жужжит, улей, кровосос, большие глаза, паутина, стрекочет.
Игра «Узнай растение».
Называю растение, если оно лекарственное, мяч нужно поймать, если нет отбить.
— А как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? (Цветки собирают, когда растение цветёт; корневища поздней осенью, собирают в сухую погоду, сушат под навесом; нельзя собирать вблизи дорог.)
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в больницу, вы вместе со мной будете лечить зверей.
Игра «Узнай растение по запаху».
(Предложить детям узнать по запаху растения: мяты, валерьяны, ромашки.)
— А сейчас, я приглашаю вас в наш фитобар, где вы можете угоститься чаем из вкусных и ароматных трав.
Клятва деревьям.
Обещаем вам, деревья,
Тонких веток не ломать,
Обещаем вам, деревья,
Нежных листиков не рвать.
Обещаем вам, деревья,
Кору вашу не сдирать.
Острым ножиком блестящим
Свежих ран не ковырять.
Обещаем вам, деревья
Птиц певучих не пугать,
Обещаем вам деревья,
Лейкой землю поливать.
Обещаем вам, деревья,
Землю твердую рыхлить,
Ствол могучий или тонкий
Вам весною побелить.
Обещаем вам деревья,
Стать к вам чуточку добрее,
Обещаем вам деревья,
Стать вам ближе и роднее.
Чтобы жить нам вместе с вами
Настоящими друзьями.
Игра с вертушками.
«Ветер – ветерок,
Поиграй с вертушками,
Нашими игрушками».
— А почему они вертятся? (ответы детей)
— Нам же на метеостанции помогает узнать силу ветра ветряной рукав.
Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер — это хорошо? (ответы детей)
А почему плохо? (ответы детей)
Игра «Солнышко и дождик».
(Дети выходят на середину площадки. Берут в руки ленты разного цвета. Рассказывают стихотворение и взмахивают руками.)
«Дождик лей веселей.
Теплых капель не жалей.
Для лесов и для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап,
Кап-кап, кап-кап».
Игра «Узнай цветок по описанию».
(назови и покажи)
— А скажите мне, что нужно для цветов, чтобы они росли, цвели и радовали нас? (свет, тепло, влага и конечно забота людей, растения нужно поливать, рыхлить, оберегать, любоваться)
Игра «Назови овощ ласково».
Помидор (помидорчик, огурец (огурчик, перец (перчик, морковь (морковочка, свекла (свеколка, лук (лучок, чеснок (чесночок, баклажан (баклажанчик).
Игра «Четвертый лишний».
Морковь, яблоко, огурец, помидор.
Лук, виноград, петрушка, баклажан.
Смородина, чеснок, капуста, перчик.
Редька, редиска, тыква, арбуз.
— А у меня здесь корзинка с овощами, а какие это овощи мы узнаем, отгадав загадки.
«Лоскуток на лоскутке,
Зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке».
(капуста)
«Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая».
(морковка)
«Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,
К земле прирос крепко,
Что это…».
(репка)
«Лежит меж грядок,
Зелен и сладок»
(огурец)
Игра «Дружные слова».
Дети выделяют хлопками подходящие слова.
Воробей — летает, крякает, ходит, прыгает, выводит птенцов, воркует, чирикает.
Ворона – ходит, свистит, каркает, клюёт, гогочет, пьет.
— Ребята, никто из вас не сказал, что видел на улице сову. Почему её нельзя увидеть днем?
— А мы сейчас с вами сможем понаблюдать за ней.