Любовь Бойко
Экологический проект «Насекомые» для детей средней группы
Экологический проект «Насекомые» для детей средней группы.
Разработала: воспитатель средней группы
Бойко Любовь Анатольевна
МБДОУ№6 «Улыбка»,
Г. Пролетарск, Ростовская область.
Цитата:
Их разновидностей не счесть,
Размеры малые, но есть
муравьи, комары и мошки,
Стрекозы и бабочки, всем нам знакомые, -
Это всё разные насекомые.
Сюда подойдут ещё пчёлы, жуки,
И мухи, и осы, и все пауки.
Леонов В.
Проблема:
Публикация «Экологический проект „Насекомые“ для детей средней группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Многие дети с отвращением относятся к насекомым. Часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми. Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять в руки, другие испытывают страх при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто не раздумывая уничтожит беззащитное насекомое. Находясь на прогулке, некоторые дети с интересом рассматривают муравьев, некоторые заботливо строят им домишки, некоторые топчут ногами. Многие дети с удовольствием наблюдают за пчелками и хотят их взять в руки. Ну а большинство детей ловят красавиц бабочек. Но дети не знают, принесут они этими действиями пользу или вред насекомым.
Побеседовав с детьми, я поняла, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе.
Актуальность.
Данный проект знакомит детей с разнообразием мира насекомых, с особенностями строения, условиями их жизни, их пользе и вреде. Участие детей в проекте дает возможность сформировать представления о насекомых их пользе, вреде, внешнем виде, их жизни в природе.
Цель проекта : формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
Общеобразовательные:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни. - Формировать умение делать выводы, устанавливая причинноследственные связи между объектами живой природы.
Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивающие: - Развивать познавательный интерес к насекомым. - Развивать речь детей, активизировать словарный запас. - Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, исследовательской, творческой.
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
Участники проекта :
дети, педагог Бойко Л. А. родители
Вид проекта : фронтальный, краткосрочный 14.05.18-31.05.18)
Тип проекта : исследовательски-творческий, ролево-игровой, информационно-практико-ориентированный.
Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-целевые прогулки, экскурсии по улицам родного города;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение художественной литературы
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры по познавательному развитию
-мультимедийные презентации;
-выставки детских работ;
- фотовыставка
- культурно-досуговые мероприятия
-анкетирование и консультации для родителей;
Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые
Беседы: «Что дети знают о насекомых?» : «Интересные факты о жуках и насекомых». : «Такие разные букашки», «Как бабочки прячутся», «Они живые, их надо беречь и защищать»
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме
Игровое занятие: «Кто какого цвета?» (на экологической тропинке)
Цель: Показать роль окраски в жизни насекомых.
Прослушивание аудиозаписи
Мойкапар «Божья коровка»;
Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают»;
Слушание шумов в царстве растений (жужжание пчелы, шмеля, комара, мухи и т. д.).
цель: Воспитывать музыкальный вкус, интерес к музыки; формировать у детей умение слушать.
Художественная литература:
И. Токмакова «Разговор Лютика и цветка»
И. Йованович «Мальчик и мотылёк»
М. Бородицкая «Разговор с пчелой»
«Как муравьишка домой спешил»
Чистоговорки «Осы», «Жук» чтение и пересказ произведений В. Бианки «Как муравей домой спешил», К. Ушинского «Пчелки на разведках», К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», Х. Г. Андерсена «Дюймовочка»;
Цель: Цель: познакомить детей с литературными произведениями о насекомых
Наблюдение за комарами и муравьями в разных местах участка
Цель: закрепить знания детей о жизни насекомых их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность
Презентация для детей «Наши соседи насекомые»
Презентация для детей «Насекомые в загадках»
Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка»,, «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
Цель: : развивать точность движения и мелкую моторику
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт «Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»
Цель: : Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Расширять и активизировать глагольный словарь
Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;, «День и ночь» «Поймай комара»
Цель: Учить детей изображать определённое насекомое, не называя его. Развивать выразительность движений, раскованность, групповую сплоченность
Экспериментирование.
Какого цвета мед?
Цель: Формирование у детей стремления к исследованию объекта, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
НОД по художественно-эстетическому развитию (Рисование)
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции от рисования ладошками, развивать чувство формы и цвета.
НОД по художественно-эстетическому развитию (Лепка)
«Божья коровка»
Цель: Учить детей лепить божью коровку, используя известные способы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание). Развивать чувство формы и цвета.
В пластиллинографии учить размазывать кусочек пластилина по контуру, создавая нужное изображение насекомого.
НОД по художественно-эстетическому развитию (Аппликация)
«Бабочка»
Цель: Учить детей составлять аппликативное изображение бабочки на цветочке из готовых форм. Показать приемы украшения бабочки цветными карандашами. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Развлечения:
Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьика домой спешил»
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.
Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цель: закрепление знаний детей о насекомых
Изготовление газеты «Муравьишка и его друзья».
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых
Участие в конкурсе «Всероссийский творческий проект «Лесная газета»».
Консультации «Эти удивительные насекомые», «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.
(оформление масок для подвижных игр)
Фото отчёт о работе над стенгазетой «Муравьишка и его друзья»
Освещение проекта в СМИ
Ожидаемый результат:
• дети узнали и называют насекомых (пчела, бабочка, муравей, комар, божья коровка, жук, кузнечик, стрекоза, муха);
• имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• находят сходства и различия;
• владеют обобщающим понятием «насекомые»;
• на прогулке наблюдают за насекомыми, не пытаются их погубить.
Список литературы:
Рабочая программа средней группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области на 2017-2018 учебный год
Перспективно- тематическое планирование средней группы на 2017-2018 уч. г.
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа. Волгоград: Учитель, 2012.- 364 с.
Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль. - 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва. - 1982г.
Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. - 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва. - 1993 г.