Ольга Тарасенко
Экологический проект «Мир вокруг нас» для детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС) организация воспитательно-образовательного процесса происходит не только через систему непосредственной образовательной деятельности, но и через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Экологический проект „Мир вокруг нас“ для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В процессе педагогической деятельности ребенок должен осознавать, что каждое растение - это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Живой организм живет, удовлетворяя свои потребности, растет, развивается, размножается.
Детям закрепляют знания о лесе, парке, о водоёме и тд. как об экосистеме—сообществе, образованном живыми организмами и средой их обитания, в котором экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ. Экосистема может быть как природным, так и природно-антропогенным комплексом (парк). В процессе знакомства с любой экосистемой нужно дать знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Эти знания помогут осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
Основной формой работы по экологическому воспитанию с детьми мы выбрали наблюдение. Объектом наших наблюдений является экосистема природно-антропогенного комплекса (прилегающий парк). Во время проведения прогулок и экскурсий по парку мы начали замечать, что после сильного ветра на земле валяется много больших веток деревьев. Дети задавали вопросы: «Почему падают большие ветки, падают деревья?». Рассматривая внимательно валежник, мы обратили внимание на то, что стволы и кора у многих деревьев повреждены. В последнее время летает меньше птиц, которые смогли бы помочь деревьям, поедая насекомых вредителей.
Наш парк давно не обновлялся, насекомые подточили кору деревьев, а кое-где и стволы.
Перед нами встали вопросы «Почему пропадает старый парк? Что же нужно сделать, чтобы сохранить парк?
Актуальность :
Перед нами стоит задача не только дать детям знания о природе (окружающей нас)., но и сформировать навыки бережного общения с природой, научить поступать, щадя и оберегая ее, научить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и состоянием окружающей нас природой.
Наблюдения показали, что деревьев в парке становится меньше, поэтому нужно устанавливать причинно-следственные связи этого явления- помочь парку возродиться. Для этого был разработан проект «Мир вокруг нас».
Цель проекта :
дать старт осуществлению на территории города Пролетарска новых социально-экологических проектов в области сохранения природы нашего города, его животного и растительного мира.
Задачи проекта :
-Продолжать формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
-Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей) .
-Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т. д.) .
-Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред;
-Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.
-Расширять взаимодействие с социальными службами города и семьями воспитанников.
Новизна проекта :
Основной формой обучения экологическому воспитанию с детьми было выбрано наблюдение в ходе целевых прогулок и экскурсий.
Период проведения проекта – с 14.03 - 25.03.2016г.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, аудиозаписи «Звуки природы», картотека подвижных, дидактических, пальчиковых, дыхательных игр, загадок, наглядно-дидактический материал, худ. литература, фотоальбом «Времена года»,
Участники проекта :
1. Дети и родители старшей и подготовительной групп.
2. Воспитатели Тарасенко О. П, Ярошенко О. П.,
3. Городская общественность
Вид проекта : фронтальный, среднесрочный, открытый.
Тип проекта : экологический
Методы: наглядный, словесный, интерактивный, практический
Форма:
Ситуативная беседа,
Ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически комфортной обстановки, рассчитанный на дифференцированный подход к каждому ребёнку при реализации проекта,
Целевые прогулки
Анкетирование и консультации для родителей,
Экскурсия в парк, к водоёмам, по улицам нашего города,
Чтение стихов, рассказов, сказок о весне и экологии
Рассматривание иллюстрации в книгах, наглядно- дидактическом материале,
Просмотр мультфильмов
Налаживание связей с социальными сферами города.
Акции
Фотоотчет о проведенных акциях
Культурно- досуговая программа
Трудовой десант по уборке прилегающего парка, по озеленению участка.
Организация выставок, плакаты
Участие в районном конкурсе.
№ Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, Культурно- досуговые мероприятия, беседы, чтение и тд.) Социальные партнёры
1 Анкетирование родителей на тему «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
Цель: выявить уровень знаний родителей в вопросах экологического воспитания детей. воспитатели
2 Организация выставки детских рисунков в администрации города Пролетарска
«Парк в беде»
Цель: привлечь внимание администрации города к проблемам прилегающего к детскому саду парка. Воспитатели, дети, родители
3 Проведение экологического турнира «Посвящение в юные экологи»
Цель: сформировать экологически- грамотное отношение детей к природе. Воспитатели, дети, родители
4 Создание листовок «Поможем любимому парку». Расклеивание по парку.
Цель: привлечь внимание к проблемам парка горожан Пролетарска. Воспитатели, дети, родители
5 Презентация детских проектов дети
6 Развешивание знаков «Соблюдай чистоту»
Цель: продолжать формировать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитатели, родители
7 Составление письма в администрацию о том, чтобы обратили внимание на проблему парка
Цель: привлечение общественности к совместному решению проблемы парка воспитатели
8 Привлечение общественности города. Ивана Николаевича Разенкова
Цель: с помощью неравнодушного жителя Пролетарска поднять проблему спасения парка. Жители города
9 Акция «Приглашаем птиц в парк»- развешивание скворечников
Цель: создать благоприятные условия для проживания в парке птиц. Родители, воспитатели
10 Привлечение молодогвардейцев и партии «Единая Россия» к сотрудничеству в проведении акции «Посади и ты, дерево в парке» Городская общественность, воспитатели
11 Акция «Посади и ты, дерево в парке»
Цель: привлечь общественность к посадке деревьев в парке. Воспитатели, дети, родители, городская общественность
12 Презентация проекта «Мир вокруг нас»
воспитатели
13 Участие в районном конкурсе воспитатели
14 Публикация в районную газету
Родители, СМИ сайт отдела образования
Ожидаемый результат:
расширение кругозора воспитанников о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде, как беречь, охранять и защищать ее.
Дети знают о роли деревьев в жизни человека (защищают от шума, от загрязненного воздуха, обогащают воздух кислородом)
Привлечение городской общественности в решении проблем «нашего» парка.
Повышение экологической культуры жителей города.
Используемая литература:
Образовательная программа 2014-2015г.
Л. Н. Калмыкова «Картотека тематических игр»
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» : Учебное пособие. – М. Просвещение, 20000
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. -
Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. -
Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2011) .
«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
.Голицына Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет» : Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006г
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду.
Старшая группа» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с.
«Энциклопедия для малышей в сказках» (Все, что ваш ребенок должен узнать до школы) Елена Ульева, - М: Суфлер; Ростов н/ Д: Феникс 2013г
«Большая книга обо всем на свете»(энциклопедия для самых маленьких ; «Планета детства», г Москва, ООО «Издательство Астрель»
Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы». Старший дошкольный возраст. Учебно- методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009.- 96с.